10.04.2019
Как евреи очищались от ритуальной нечистоты
Как очищались от ритуальной скверны во времена Храма? Каковы духовные свойства воды? Что происходило с домом скряги? Какое у вас жилище: дом-крепость или дом-ловушка? Рассказывает раввин Ури Суперфин.
Погружение в микву души
В главе Торы «Мецора» говорится о том, что средство очищения от ритуальной скверны, нечистоты, – это окунание в воды миквы. И, хотя мы и не понимаем, как заповедь действует в высших мирах, как она делает нас ближе к Б-гу, мы можем попробовать угадать. Наши мудрецы так и поступали: они написали нам о практически всех заповедях так называемые «таамей а-мицвот», то есть, предположения, как та или иная заповедь приближает нас к Творцу.
Символика окунания интуитивно понятна: мы сами, да и весь мир, состоим в немалой степени из воды. Когда мы погружаемся в воды миквы (а это именно природный резервуар: окунание даже в самую большую лохань не годится), мы соединяемся со всем мирозданием, становимся частью его. И выныриваем уже новыми людьми.
«Сефер а хинух» описывает внутренней смысл этой заповеди, обращаясь именно к этой идее. Он пишет: окунание делает человека ближе к Б-гу потому, что, осознав себя как часть мироздания, мы ощущаем себя вновь сотворенными. Ритуальное очищение заключается именно в этом воздействии на нашем душу: в том, что мы начинаем воспринимать себя в новом свете. И вода здесь – лишь средство для того, чтобы у нас родилось это новое восприятие.
Это необычный взгляд на очень привычную заповедь. Взгляд, который можно применить ко многим другим заповедям. Есть, над чем поразмыслить.
От святости до скверны – один дом
Согласно Торе, проказа могла поражать не только людей, но и дома. Причем второе – только после прихода евреев в Землю Обетованную. Многие комментаторы пытались понять, в чем здесь связь.
Мидраш пишет, что эта связь чисто техническая: живущие в земле ханаанской народы замуровывали в стенах домов свои накопления; а Всевышний – проказой – пометил, где надо камни из стены вынуть, чтобы обнаружить клад. Интересно подумать, почему этот «жест» надо было делать посредством нечистоты, через проказу...
«Хезкуни», по сути, ничего не объясняет, просто подчеркивает: в пустыне не было у евреев домов, теперь у них есть дома. Раньше проказа была на людях и вещах, теперь и на домах.
Ибн Эзра пишет о сути этого явления: именно в святой Земле, в присутствии святого народа может проявиться такое явление, как проказа на домах. Святость порождает на противоположном полюсе большую, чем обычно, нечистоту. Ведь, чем выше потенциал, тем ниже может быть падение.
Дом: крепость или ловушка?
При очищении прокаженного Тора велит окропить его руку, во время процедуры очищения прокаженного дома – окропить притолоку двери («Торат коаним»).
Почему руку? Это намек на то, что можно было заткнуть пальцами уши и не слушать злоязычие (проказа поражала человека именно за грех злоязычия). Почему притолоку? Из-за того, что проказа поражает дом скряги. Дом того, кто не пускает за порог никого, кроме домашних, и глух к бедствию других людей. Так объясняет «Мэшех хахма».
С точки зрения каббалы, закрытое пространство несет в себе опасность: являясь антиподом безграничности Всевышнего, оно имеет свойства, обратные тем, что несет в себе близость к Творцу. Чтобы нейтрализовать это влияние, испокон веков у нас принято делать «ханукат а-байт» - «обновление дома». Речь идет не о расстановке мебели, а о том, чтобы сразу, только вселившись в квартиру, первым делом определить свое новое жилище как место Служения Б-гу. В этом углу я буду молиться, а здесь, на стене, будет память о разрушенном Храме, а там будет стоять копилка для цдаки. Без этого дом – не крепость, а ловушка. И эта ловушка подвержена всем бедам. В том числе и проказе.
На фото: Миква. Источник old2.booknik.ru
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2