Все проекты
Общину поддержали 31215 раз

«Истина произрастет из земли»

Белла Слуцкин о законах Седьмого года в иудаизме.

«Истина произрастет из земли»

Милосердие и истина, справедливость и мир спорили между собой, когда Всевышний решил создать человека. Сплошные проблемы с этим гомо сапиенс. Вроде и стучится иногда милосердие в его сердце, но ведь врет же безбожно. Хочет справедливости, но агрессивен. И тогда Всевышний кинул Истину на землю и сказал: «Истина произрастет из земли». Смысл этого мидраша таинственен.

О сложности и неоднозначности людей написано столько всего. Что ж нам добавляет к пониманию человека этот мидраш?

Истина нуждается во времени

В предшествующей главе Торы - «Эмор» мы обсуждали заповеди, связанные с коэнами, а затем праздники. Глава «Беар» начинается с заповеди о Седьмом годе - годе Шмиты. «Когда придете в землю, которую Я дал вам, тогда земля должна покоиться в субботу Г-сподню». В прошлой главе речь шла о святости человека, затем о святости времени. Коэны - максимальная точка соединения между миром физическим и метафизическим внутри человечества. Праздники и суббота - такие точки во времени; земля Израиля - в пространстве. Интересно, почему время занимает промежуточную позицию между человеком и пространством?

Вернемся к нашему мидрашу: «Истина произрастет из земли». Может быть, самое важное здесь слово - «произрастет»? Оно означает изменение во времени, продолжительность. И тогда становится ясен порядок «святостей» в двух наших главах. Человек постигает мир через время. Нужно время, чтобы истина соединила весь физический мир с метафизическим.

«Суббота Всевышнему»

Одна из тем главы Беар - как человек должен относиться к земле, на которой живет. И, соответственно, такие излюбленные вопросы современности как социальная справедливость. «В землю, которую Я дал вам»: разве нам уже не говорили, что дают эту землю нам? Говорили. Но акценты тут расставлены по-иному. Это землю дал вам Я, она Моя. Это подарок Всевышнего народу Израиля. И пользоваться надо ей не как своей собственностью, а как дорогой вещью, на самом деле тебе не принадлежащей. Ее нельзя раздавать чужим даже в обмен на клочок подписанной бумаги, которая якобы обещает нам мир: ведь она дана тебе. И поэтому раз в семь лет ее Хозяин велит нам отмечать Субботу Всевышнему. Земля должна покоиться в Седьмой год.

Выражение «Суббота Всевышнему» встречается два раза. Первый - относительно первой субботы мира в главе Берешит. Второй раз - сейчас, в отношении Седьмого года. Даже Йом Кипур не назван «Субботой Всевышнему».

Работать по расписанию Хозяина

О сходстве между субботой и годом Шмиты говорили многие комментаторы. Мешех хохма пишет: «Шесть лет работай - счет лет как счет дней Творения. И как сказано суббота Всевышнему, так же и Седьмой год». Так же, как седьмой день, Седьмой год несет в себе идею сотворимости мира и его обновления по желанию Творца. Природа как символ физического мира благодаря идее творения превращается в очень важное место, но не субстанциональное: оттуда произрастет истина. Природа, физический мир, пространство - лишь средство, чтобы вернуть истину на полагающееся ей место. Казалось бы, обычная сельскохозяйственная идея, а сколько в ней смысла. Мне, может быть, и хотелось бы работать на своем клочке в Седьмой год. И боязно не работать. В нашем мире мы едим лишь то, что сами выращиваем: период мана окончен. Это очень правильный взгляд - необходимо работать в этом мире. Но - по расписанию Хозяина. Так же как суббота каждую неделю возвращает человека к пониманию зависимости от Творца, так и Седьмой год возвращает к этому пониманию, но уже не только индивида, но и весь народ. Иудаизм не учит нас тому, что было до творения нашего мира. Тора начинается с творения. Иудаизм создает парадигму восприятия реальности: «Он нас создал, мы принадлежим Ему». Никакой иной причины для соблюдения заповедей я не вижу. В природную моральность человека не верю. Зато хорошо понимаю, какой канатоходец наш разум. И, памятуя о платоновской пещере, в которой люди видят лишь тени, надеюсь, что истина взрастет из земли. Поэтому земля должна обрабатываться по правилам.

Милосердие к бедным и передышка

У заповеди Седьмого года есть два основных аспекта.

  1. Заповедь отдыхать от работы в Седьмой год.
  2. Заповедь оставлять урожай в покое, не трогать его - «Чтобы питались неимущие народа твоего».

Тот кто закрывает свои сады, не исполняет эту заповедь. В отношении урожая Седьмого года все равны: «И бедный будет есть с тобой».

Со вторым аспектом понятно. Рамбам в «Путеводителе заблудших» объясняет, что запрет собственничества относительно урожая Седьмого года по существу - проявление милосердия к бедным. Каждый может прийти к тебе в сад и есть от плодов. Изначально-то мы не созданы богатыми и бедными. С ним согласны в этом все комментаторы. Урожай Седьмого года - выражение милосердия и сочувствия. На самом деле-то земля не моя, она мне отдана в пользование. Так же, как и бедному.

А вот с первым аспектом сложнее. Рамбам пишет, что отдохновение земли в Седьмой год хорошо для сельского хозяйства. Земля в год покоя укрепится. Абарбанель возражает: это не так. Иначе почему нам обещан трехкратный урожай в шестой год, если земля истощена?

Возможно, цель Седьмого года - как раз не сельскохозяйственная, а наоборот. Вырвать хотя бы на год человека из дурной бесконечности бега за пропитанием. Утереть ему пот на лице, выступающий от добычи пищи. И, как в седьмой день, дать возможность ощутить себя не только частью природы.

Об авторе

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину