Все проекты
Общину поддержали 31211 раз

Служение или самолюбование?

Раввин Ури Суперфин о том, как проявляется проклятие Небес; какие ухищрения строит против нас дурное начало и как не возомнить себя праведником.

Служение или самолюбование?

В главе Торы «Бехукотай» сказано: «И пошлю на вас меч мести... и нашлю в среду вашу мор». Раши объясняет, что одно связано с другим: «Через мор настигнет вас и меч врагов, осаждающих вас; ведь, согласно обычаю, умершего в Иерусалиме хоронят еще засветло, и хоронящие попадут в руки врагов».

Рав Ваксельбойм в своей книге задает два тонких вопроса.

Первый: согласно мудрецам, это проклятие адресовано тем, кто отошел от Торы: не исполнял заповеди, презирал тех, кто исполняет их и мешал им, ненавидел мудрецов Торы и отрицал само существование Творца! Неужели такие люди будут рисковать своей жизнью, лезть под стрелы врагов, чтобы похоронить умершего, потому что таков обычай?! Они ведь Тору ни в грош не ставят, что им обычай?

И второй. Мы верим, что наказание - это акт воспитания Свыше. Если люди нарушают Тору, наказание должно показать им, что они свернули с истинного пути. Но здесь получается как-то странно. Люди делают богоугодное дело: хоронят мертвого, а наказание демонстрирует им, что все это ерунда!

Ответ рава Ваксельбойма на эти два вопроса актуален во все времена. Он пишет так: дурное начало, «йецер а ра», все время ободряет грешника, заставляя воспринимать себя как нормального человека. А, чтобы и разуму было, чем утешиться, «йецер а ра» побуждает человека истово следовать какому-либо обычаю. Необязательно происходящему из Торы. Сойдет любой: главное, что «йецер а ра» заставляет человека считать этот обычай очень важным. Настолько важным, что за него и жизнь можно отдать. Более того: соблюдая этот обычай, человек начинает относиться к остальным заповедям как чему-то маловажному; ведь, как ему кажется, по-настоящему важное он соблюдает. И вот так, сосредоточившись на одной-единственной детали, человек считает себя праведником.

А теперь посмотрим, каков статус обычая «умершего в Иерусалиме хоронят еще засветло». В Талмуде (Бава Кама) перечислены десять вещей, которые характеризуют Иерусалим. Последняя, десятая, - как раз вот эта, о похоронах. Раши объясняет: такова традиция, но смысл ее нам неизвестен. (Впрочем, в «Зогаре» приводится вполне логичное объяснение: мертвое тело - это источник ритуальной нечистоты, которому не место в святом городе).

С одной стороны, человек, который подлежит проклятию, даже существования Творца не признает. С другой стороны, он готов идти под стрелы, чтобы соответствовать обычаю, который или непонятен или является производной тех законов, которые ему глубоко безразличны!

Видимо, он придумал себе собственное объяснение этому. Что-нибудь гуманистическое. И, поступая так, он приносит свою жизнь на алтарь самолюбования. И Всевышний, отдавая такого еврея в руки врагов, показывает ему всю глубину его падения. Падения, которое самому человеку кажется вершиной самопожертвования ради чего-то истинного, ценного.

Был бы рад ошибиться, но, подозреваю, в этом образе можно узнать многих из нас. Изучение законов помогает человеку понять удельный вес той или иной алахи и выстраивать свои приоритеты соответственно. И не мнить себя великим праведником, неукоснительно делая, к примеру, «маим ахроним» (омовение пальцев перед молитвой после трапезы - ред.) и при этом рассказывая гадости о ближнем (и тем самым разом нарушая полтора десятка запретов Торы).

Давайте не заниматься самообманом, а заниматься Торой. Только это нас спасет от перекосов в Служении Творцу!


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину