Все проекты
Общину поддержали 30967 раз

Правда – в соединении

Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Ваигаш

От редакции. Этот текст был написан сразу после страшных событий. В Израиле умер новорожденный сын Ширы и Амихая Иш-Ран, раненных в теракте на перекрестке Офра. Беременная на седьмом месяце Шира получила тяжелые огнестрельные ранения в живот. Врачи сделали ей экстренное кесарево сечение, чтобы спасти жизнь ее и ребенка. Шира и Амихай выжили, но спасти малыша не удалось. Его похоронили вчера в Иерусалиме на масличной горе. Террорист, стрелявший в молодую пару, уничтожен.

Невозможно собраться с мыслями. Невозможно вынырнуть из нечеловеческого горя, которое отказывается быть выраженным в слове. Из ощущения бессилия, захлестывающего каждый раз, когда хоронят людей, зверски убитых за то, что они евреи. Тем более младенца, прожившего 4 дня. Ты под водой. Тяжелой темной водой, сквозь которую слышны голоса.

«И подошел Йегуда»

Но... «Ваигаш Йегуда» – «И подошел Йегуда». Два подхода к сущности народа Израиля, два вождя, два брата, и между ними горе. Непреодолимая вина за предательство и память об этой вине. Но Йегуда подошел. Сделал невозможное. В нашей главе все переворачивается. И «правда» каждого оказывается не такой уж абсолютной. Она лишь маленькая часть другой, большой правды. Вспоминаются слова из Талмуда, трактат «Сота»: «А истина скроется с земли». Комментаторы говорят: каждый будет обладать маленьким осколком большой истины. Истина в «И подошел Йегуда». В тонком и сложном соединении тезы и антитезы.

Йосеф до сих пор считал, что он был прав. Семья его предала. Он должен осуществить предназначение народа Израиля один. Возможно, превратить в своих союзников египтян и таким образом стать светом для народов. У него все получилось, и теперь он хочет оставить себе младшего брата – Биньямина. Братья продали от него – откажутся и от Биньямина. Но все оказывается не так.

Йегуда подходит к Йосефу. Открывает ему совсем другую, неизвестную абсолютному праведнику сторону: силу раскаяния. Он готов отдать себя в рабство, лишь бы спасти Биньямина. Он «арев» – ответственный за него и несет эту ответственность до конца. Это то самое братство, от которого они тогда отказались. Единство семьи, наш народ. Из речи Йегуды Йосеф понимает, что отец не посылал его на смерть, а братья не знали покоя с тех пор и больше так не поступят. Свидетельство полной тшувы (раскаяния) по Рамбаму. Ответ на все вопросы.

Свобода выбора и провидение

Больше скрывать нечего. «Я Йосеф – ваш брат». Так в калейдоскопе разрозненные стекляшки складываются в сложную и красивую картинку. Все понимают, что каждый по отдельности был неправ. Правда – в соединении.

Йосеф формулирует ее по-кантиански: теза – антитеза – синтез. Я Йосеф, которого вы продали в Египет, – теза. Но не расстраивайтесь – я здесь, чтоб вы и отец были живы – антитеза. Б-г меня послал перед вами – синтез.

Так кто ж виновен в продаже Йосефа? Вопрос звучит шире: есть ли вообще у человека свобода выбора? Йосеф говорит: «Это не вы, это Б-г». И как бы противоречит себе: «Вы продали меня». Рав Кук дает красивый ответ на этот вопрос. Пока ты не раскаялся, пока твое желание соответствует греху, ты свободен выбирать. Это ты продаешь брата, потому что хочешь этого. Но после раскаяния, когда ты больше не хочешь этого, этот поступок уже не твой: ты там, где твои желания. И ты больше не хочешь так поступать. И вот тогда оказывается, что Творец берет твой поступок на себя. И воплощает задуманное через то, что до раскаяния было твоей свободой выбора, но после раскаяния оказывается божественным провидением.

Яков и Исраэль: два лика нашего народа

Йосеф отсылает братьев за Яковом. «Йосеф еще жив». Он практически царь в земле египетской. Все пока идет по его плану. Ведь еще не встал фараон, который не знал Йосефа и не убил наших четырехдневных младенцев. Яков помнил галут Лавана. Яков знает, что такой фараон рано или поздно встанет. Будь то Лаван, Изабелла Кастильская, Абу Мазен или какой-то другой тиран наподобие Сталина.

«И явился Вс-вышний во сне Исраэлю и сказал Яков! Яков! Не бойся». Я спущусь в Египет с тобой и верну тебя оттуда. «Глубина Хеврона». Пророчество Авраама: «Рабами будут твои потомки в земле чужой». Все это сбывается именно сейчас.

В этой короткой фразе заключен огромный секрет нашего народа. Яков единственный из тех, кому сменили имя, но и первое имя при этом не пропало. Переходя границу Эрец Исраэль и победив ангела Эйсава, он стал Исраэлем, но Яков не исчез. Мы умеем существовать в двух режимах: Яков и Исраэль. Когда ты народ, ты Исраэль. Когда община внутри чужого народа, – Яков. Дивится немецкий историк Освальд Шпенглер. Не бывает так, чтоб народ в изгнании сохранялся многие поколения. Он становится общиной и постепенно ассимилируется среди титульной нации. Но Шпенглер не знал нашей тайны. Мы умеем возрождаться. И превращаться из Якова в Исраэль. Но для этого нужны и Йосеф, и Йегуда.

Два Машиаха. Те, кто умеют превращать тьму в свет

Яков посылает впереди себя Йегуду. Раши обьясняет: чтобы тот основал дома учения – ешивы. Под покровительством Йосефа. Но галаха, еврейский закон, устанавливается по Йегуде. Два вождя. Два машиаха: Машиах бен Йосеф и машиах бен Давид. Без бен Йосефа пришествие бен Давида невозможно. Нужны условия, политическая ситуация, которую создает Йосеф, научившись этому у египтян. Но без Йегуды, то есть без бен Давида – сына колена Йегуды – нам не устоять, когда встанет новый фараон. Без ешивы мы ассимилируемся, исчезнем: советское еврейство тому замечательный пример.

Семьдесят душ спустились в Египет. Йосеф спасает свою семью от голода – и одновременно обрекает на египетское рабство. Что и является божественным провидением, известным еще Аврааму.

В мидраше сказано: Реувен был в. трауре и посте из-за поступка с Бильхой. Яков был в трауре и посте из-за пропажи Йосефа. Йегуда занимался семейными сложностями: Тамар, умершие сыновья. Йосеф был в Египте. А в это время Вс-вышнии творил свет машиаха.

Или, говоря словами Зоара: «В ешиву Машиаха смогут зайти лишь те, кто умеет превращать горькое в сладкое, а тьму в свет».

Да отомстит Вс-вышний за кровь младенца. И пусть скорее забрезжит свет сквозь эту тьму. Он есть.

Об авторе

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из русских царей.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину