Все проекты
Общину поддержали 30962 раз

Мир построен милосердием

Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Ваэра

Пришло время исполнять обещанное праотцам. Потому что Он тот, кто обещает и Тот, кто исполняет обещанное.

Вс-вышний посылает Моше и Аарона к фараону и к сынам израилевым, чтобы тот отпустил их из рабства.

Наша глава начинается с неожиданного. Это и будет ее лейтмотивом.

Евреи должны ожить: возрождение из сухих костей

Обратите внимание: и к фараону, и к сынам израилевым. Чтобы народ вышел из рабства, недостаточно одного согласия фараона. Евреи должны это сделать прежде всего сами. Внутреннее рабство нисколько не меньший враг, чем внешние условия. Есть четыре ступени избавления. Первая: «Я выведу их». Заключенный не может себя спасти сам, ему должны помочь извне. Вторая: «Избавлю от тяжелой работы». Третья: «Спасу от страданий». Четвертая: «Возьму быть своим народом» – они перестанут быть чужими земле, стране, себе. Диаметральная противоположность процессу закабаления.

Но у евреев не было ни сил, ни терпения слушать Моше. Безымянная масса народа, потерявшая внутреннюю потребность в свободе, выживающая каждую минуту. Разве до воспоминании им о былом величии праотцов? Миссия Моше по отношению к своему народу провалилась. Спасение не бывает безадресным.

Поэтому вдруг в середине разговора Вс-вышнего и Моше появляется родословная сынов Израиля. Реувен, Шимон, Леви, их дети... Вдруг как будто кто-то достал старые пожелтевшие фотографии. Возникли вновь лица, семейные связи. Имена, отцы, сыновья. Не все: три старшие колена. Что-то оживает – медленно, очень медленно. Моше больше не ребенок мужчины и женщины из колена Леви, а сын Амрама и Йохевед. И это его семья. Так же как рабство началось, оно должно заканчиваться. Человек приобретает потерянное имя. Семью, себя, образ Б-га, который в нем заложен с рождения.

Первый народ, которому открывается Творец, – не евреи, а египтяне. И это вторая неожиданность. Десять раз в нашей главе повторяются слова Вс-вышнего: «Чтоб узнал фараон и египтяне». У каждого народа на разных этапах жизни своя задача. Евреи должны ожить. Это наше свойство – из сухих костей вернуться и быть собою. Возродиться. У египтян – самого сильного и развитого народа – узнать Творца.

Моше и Аарон получают от Творца способность совершать чудеса, знамения. Так идолопоклонники смогут узнать, что Моше и Аарон посланы Б-гом.

Как фараон открывал для себя Творца

Личность фараона потрясающе незаурядна. Он хочет знать, «кто Творец, чтоб я послушался его». На него чудеса не производят впечатление.

«И ужесточил Б-г сердце фараона». Обычно комментаторы объясняют это потерей свободы выбора. Но рабейну Овадья Сфорно говорит иное. Наоборот: фараон желает знать Творца. На фокусы способны и его волхвы. Рамбам пишет, что у того, кто верит в Творца из-за знамений, есть в сердце серьезный недостаток. Знамения – всего лишь игры сил природы. Человек должен свой выбор делать сам. Трансцендентный, надприродный Творец знамениями не определяется. Природа скрывает Творца.

В этом смысле фараон похож на Авраама, который в знаменитом мидраше понимает, что внутри природы ему не найти Создателя, и сам доходит до идеи надприродного Б-га.

Фараон хочет знать, кто Творец, – и совершенно справедливо отказывает Моше и Аарону в просьбе отпустить своих рабов. Египетская экономика основана на рабстве. С какой стати ему разрушать собственное государство? Уж конечно не из-за фокусов этих двух людей.

Египетские казни как десять доказательств

И доказательства ему постепенно предоставляются. Так же медленно и поступательно, как в земле Гошен возрождаются уничтоженные имена, в Египте фараон открывает для себя Творца.

Десятью речениями был сотворен мир. Десять раз сказано: «Узнают Меня египтяне». Десять казней египетских.

Есть много способов разделить эти казни согласно внутренней логике.

Абарбанель говорит, что Фараон не согласен с Моше по трем вопросам:

1. Моше утверждает, что есть первопричина в мире. Фараон это отрицает. Очень глубокое различие между идолопоклонством и монотеизмом: «я не знаю Творца».

2. Моше верит в божественное провидение в человеческой жизни. Фараон не верит в это: «Кто Творец?»

3. Моше говорит, что Б-г сотворил природу и может ее менять. Фараон отвечает: «Кто такой Творец, чтоб я послушался его?»

Первые три казни доказывают фараону существование Творца.

Первая казнь – воды Нила превращаются в кровь. Говорят мудрецы: египтяне поклонялись Нилу, поэтому он первый.

Вторая казнь – лягушки. Которые вдруг стали проявлять способность к самопожертвованию, залезая в печи.

Третья казнь – вши. Помните, Яков боялся, что египтяне будут поклоняться ему после смерти? А все из-за вшей. Под мумией заведутся вши. Написано в Талмуде, что Сатан не властен над такими маленькими созданиями. Египтяне обожествят мумию Якова. А в третей казни вши покрыли собой Египет. Интересно, что волхвы не смогли повторить эту казнь.

На второй вопрос – вопрос божественного провидения в жизни человека – отвечают следующие три казни.

Четвертая казнь – «аров», дикие животные или насекомые, заполнившие собой жизненное пространство. Но у слова аров на иврите есть и другой смысл – «смешение». Фараон впервые замечает, что земля Гошен не «смешана» с остальным Египтом: там «арова» нет. «Вот народ, который живет отдельно...»

Пятая казнь – смерть скота: «И умер весь скот в Египте». А у сынов Израилевых – нет.

Шестая казнь – язвы, покрывшие собой всех, даже волхвов. Болезнь – суровый соучастник человеческой жизни. Часто решающий.

Но Фараону было недостаточно. В конце концов, часть казней повторили волхвы. Даже если божество, пославшее Моше и Аарона сильнее египетских, оно принципиально от них ничем не отличается. «Кто Он, Творец, чтоб я Его послушался?»

Откровение милосердия

А вот седьмая казнь – град, внутри которого горит огонь, произвела на фараона впечатление совсем иное. Но не потому, что его впечатлило чудо. Мы же понимаем, как и фараон, что разница между физическими чудесами – количественная. Одно круче, второе менее.

Перед казнью градом фараона предупредили, чтобы люди не оставались в полях. Это опасно. И вот тут он стал постепенно понимать. У Творца, в отличие от идола, есть незнакомое фараону свойство- милосердие. И фараон признал: мы согрешили.

Природе милосердие неизвестно.

Но именно им строится мир Творца. Вот это самая существенная неожиданность для идолопоклонника, чей мир построен на рабстве.

Об авторе

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину