Все проекты
Общину поддержали 30791 раз

«Положи меня печатью на сердце свое»

Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Трума

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке». Кто мог подумать, что в главе Трума («Приношение»), рассказывающей о, казалось бы, технических деталях построения Храма, на самом деле речь пойдет именно о ней. И как я была счастлива увидеть, что так же понимали главу наши мудрецы и комментаторы.

Отдаление для соединения

В самой заповеди «построить святилище, в котором Я буду обитать», кроется тонкое противоречие, ощущаемое каждым любящим сердцем. К сожалению, оно теряется в переводе. Святилище на иврите «микдаш». Корень этого слова переводится как «святость». Но это ассоциативный перевод. Буквальный перевод - «отделение», «отдаление». (Субботний кидуш - это отделение шабата от всех других дней. Женщина легкого поведения в Танахе называется «кдеша» - «отделенная». Таковы издержки ее работы). «Буду обитать» - находиться рядом, соседствовать.

Два противоположных понятия в одном указании. Отдаление для соединения. Трансцендентное и имманентное. Имманентней не бывает, чем когда любишь. И числовое значение ивритского слова «любовь» такое же, как слова «один». Но и трансцендентней не бывает. Недосягаем - никогда, ни при каких обстоятельствах, не в этом мире. Принципиальная невозможность одиночества экзистенциально одинокого существа - человека, знающего, что любимый есть. Остается довольствоваться тем, что есть, если удастся. И тогда недостижимость не превратится в тоску. Глава Трума учит нас, как избежать этого.

Деятельная любовь

В отличие от поэзии, даже хорошей, даже Бродского, любовь главы Трума не романтична, а деятельна. Мартин Бубер обращает внимание на то, что около 200 раз в описании возведения храма употреблено слово «сделай». Больше чем в главе Берешит.

Акт искупления измены

Большинство комментаторов считают, основываясь на мидраше, что заповедь строить скинию евреи получили после греха Золотого тельца - в Йом Кипур. Хотя в Торе ведь повеление строить скинию предшествует рассказу о Тельце. Однако: «Нет раньше и позже в Торе. Стройте мне святилище, чтобы все народы знали, что прощен вам грех тельца». Так пишет мидраш Танхума.

«Я сплю, а сердце мое бодрствует». «Я сплю» - это Кнесет Исраэль, община Израиля, которая боялась, что Всевышний не простит грех Золотого Тельца. «Но сердце бодрствует» - Всевышний стучит: «Собирайте мне приношение, чтоб Я не оставался снаружи». Так говорит мидраш Шмот Раба. Оба мидраша заключают, что построение святилища - акт искупления измены. То есть, Любовь. Шмот Раба пользуется образами Песни Песней: «голос возлюбленного», «открой мне».

Зачем же Тора изменяет хронологию событии? Чтоб объяснить нам: Всевышний сначала посылает излечение, а потом - удар. Кто любит, тот не желает причинить боль. Но если это необходимо, обеспечивает излечение прежде. Так наказывают любящие родители. Цель наказания - не боль, а исправление.

Пространство Храма - символика любви

Старый, как мир, вопрос: разве Всевышнему нужен дом, стол, светильник? Рамбам категоричен: построение святилища - уступка. После греха тельца оказалось, что возлюбленной нужно ощущение. Ей недостаточно знания, что возлюбленный здесь; понимания, что он тебя любит. Женщина, что сказать. И Всевышний разрешает ей это ощущение: когда любишь, ты снисходителен к слабостям.

Абарбанель в построении святилища и внутренних предметов видит символику искупления. Чтобы не сказали: «Всевышний покинул землю и отдалился от человека», Он повелел: «Постройте Мне святилище и я буду пребывать среди вас». Это все - аллегория нахождения шхины (Божественного присутствия) среди народа Израиля. И божественного провидения. И Рамбам, и Абарбанель видят в построении скинии момент встречи. Рамбам - через уступку слабости возлюбленной. Абарбанель - как аллегорию, полную символов любви.

Пространство Храма разделено на области. Как мир, как душа, как любовь. В некоторые из этих сфер вход открыт для всех. В некоторые лишь для «коэнов» - для близких. А в некоторые можно войти лишь одному человеку - и там встретить любимого. Любовный мотив в описании Святая Святых присутствует и в Талмуде: там она названа «спальней».

Ковчег Завета - сущность отношений Творца и народа

Первым и главным предметом скинии является Ковчег Завета. Он в Святая Святых - в месте самой интимной встречи народа Израиля и Всевышнего. Комментаторы обращают внимание на то, что повеление строить Ковчег дано во множественном числе: «И сделайте мне Ковчег», тогда как остальные предметы - в единственном: «И сделай светильник». Так же как Тора предшествует всему, создание ковчега предшествует остальным предметам скинии. Ковчег, внутри которого находилась Тора, - Святая Святых. Сущность отношений Творца и народа. Все остальное - следствие и вторично. Вторичным могут заниматься разные люди: каждый своим. Сущность принадлежит всем. Тора дана всему народу, а не отдельным индивидам. И существует она во всем народе а не покоится на избранных. Наследие общества Якова.

Сверху на Ковчеге были два керувима, смотрящие друг на друга: мальчик и девочка с крыльями. Абарбанель во всем этом видит символику и намеки. Любовь - но чистая, без дурного намерения владеть. Любовь как единство, которая в материальном мире находит выражение в соединении женского и мужского.

К ковчегу были приделаны шесты. Их ни в коем случае нельзя снимать. Тора не принадлежит какому-то определенному месту. Ковчег носят на плечах. Куда мы, туда она: в Вавилон, Грецию, Рим... Освенцим. Любовь.

Семисвечник - награда за Тору

Второй описываемый предмет - семисвечник. Рамбам не видит тут никаких аллегорий: семисвечник, чтоб освещать дом. Абарбанель видит в семисвечнике награду за Тору. И эта награда - свет. Знание, наука, семь свечей как семь видов знания. Каждая из них светит своим светом, но все обращены к Святая Святых. Человеку дано многое, в том числе и понимание, что есть граница моему знанию. Есть что-то за занавесью. Ограничение, свойственное настоящей любви.

Стол для 12 хлебов - источник пропитания

Вторая награда, по Абарбанелю, это стол для 12 хлебов. Если светильник - награда для души, то стол - для тела: источник пропитания. Разве муж не обязывается в ктубе кормить жену?

Жертвенник для благовоний - бессмертие души

И третья награда - жертвенник для благовоний, бессмертие души. Как дым поднимается оттуда вверх, так и душа наша. Потом. Когда, наконец, напряжение между дозволенной и недозволенной близостью окончится. Это самый дорогой подарок. Его надо беречь: «оставить чистой тропу роднику».

Об авторе

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину