21.02.2019
Как можно и как нельзя познавать Творца
Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Тиса
В книге «Кузари» есть притча про аптеку. В аптеке множество различных порошков и жидкостей. Знающий человек умеет из них готовить лекарства. Это наука, ее надо постигать. Если в аптеке окажется невежа и перемешает вещества, как ему вздумается, они не просто не помогут, но и могут навредить.
В современном мире страшно ценится профессионализм. Надо учиться практически всему. Быть родителем, супругом, коллегой. Всему! Кроме отношений с Б-гом. Или, как любят говорить просвещенные личности, «духовности». «Духовность» цветет из любого сора, не ведая стыда. Я понятия не имею, что это значит. Скорее всего ничего, что бы я могла понять. Ведь эта самая «духовность» крайне индивидуальна. «Я так чувствую», «я так вижу». В «духовности» царит интуитивный индивидуализм. Ее чувственное восприятие меня всегда ставит в тупик. Ведь со времен Канта, разрушившего метафизику, стало ясно что трансцендентное скрыто от человека. Это мир ноумена. Его нельзя ощущать, да и как можно полагаться на индивидуальное ощущение, это ж смешивание порошков в аптеке из книги Кузари... Кто я?
Полшекеля: человек не самодостаточен
Наша глава начинается с поголовного исчисления сынов Израиля. Чтоб меня посчитали, я должна принести полшекеля. Почему половину? Очень просто: потому, что человек не абсолютен.. Он всегда часть чего-то. Я - половина. Я непрерывно нуждаюсь в совершенствовании, дополнении.
Диоген ушел от людей, чтоб стать абсолютно индивидуальным. Но и, находясь в бочке, он нуждался в солнце, которое загородил ему Александр.
Собрав по полшекеля со всех, Моше должен отдать серебро на устройство Мишкана.
Храм и шабат, пространство и время как границы познания
Подробнейшим образом наша глава продолжает описание переносного Храма и его предметов. Масло помазания, кторет, умывальник, светильник, жертвенник. Одним словом, организация внутреннего пространства. И сразу после этого следует заповедь: «Но шабаты мои соблюдайте, чтоб вы знали, что Я - Господь, освящающий вас». За организацией пространства следует организация времени. Суббота - это Храм во времени. «Чуть-чуть Будущего Мира». Поэтому заповедь субботы появляется сразу после Храма.
Пространство и время - естественные границы нашего познания. Среда обитания человека. Через пространственно-временные очки я вижу мир. Внутри этих границ - Храма и субботы - возможно ощущение. Но не вне! Довольно просто выдумать себе индивидуальные очки. Но ведь это аптека из книги Кузари. Живущий внутри пространства и времени не может его создать. Пусть Тот, кто создал этот мир, даст мне и правила его постижения через Храм и субботу.
«Моше умер!!!»
И, пока Моше на горе Синай постигает премудрость смешивания порошков от Аптекаря, получает каменные скрижали («брачное кольцо», по словам Маараля), внизу происходят важные события. Народ начинает волноваться. Кому-то показалось, что Моше не пришел вовремя, кто-то заметил, что Моше всего лишь человек и 40 дней и ночей не проживет без воды и пищи, кто-то обратил внимание, что на горе ман не выпадает. Значит, Моше умер!!! Почва ушла из-под ног. Ощущение безопасности пропало. Человек же всего лишь полшекеля. Он всегда нуждается в дополнении. Он не самодостаточен. «Встань, сделай нам божество, которое бы шло перед нами».
Золотой телец: измена, или...?
Важно отметить, что слово «божество», «элоким», имеет в иврите разные значения. Например в Танахе оно означает также «судей» или просто силу. Раби Иуда Алеви в книге Кузари защищает евреев: они не изменили Б-гу. Ведь только 40 дней назад эти ноги стояли на горе Синай. Евреи не могли думать, что кусок золота вывел их из Египта: они всего лишь хотели почувствовать, увидеть, создать в пространстве и во времени ощутимый аналог, обозначающий бестелесного Творца. Они так чувствовали. Человек нуждается в ощущении и впечатлении. Всевышний знает это. Поэтому Храм сам материальный и полон предметов - пусть символических, но вполне материальных; их цель - создать впечатление. Дать ощутить, дополнить.
Почему же можно создавать Крувим, но нельзя Тельца? Почему крувим - заповедь, а телец - грех? Потому, что Крувим и все остальные предметы храма были прописаны Аптекарем, а телец был запрещен. Лекарство должно быть сделано по рецепту, а не так, как я чувствую, вижу. Человек нуждается в ощущениях, но иногда он нуждается в них чрезмерно. Ощущения не могут заменить познание и понимание.
Создание Тельца было восстанием, но не идолопоклонством. Телец был создан потому, что Моше пропал. Под предводительством Моше они узнали новую реальность - реальность откровения. Реальность которую надо познавать. И вот Моше исчез. Телец пришел его заменить.
Моше разбивает скрижали. Зачем нести знания от Аптекаря, когда тут буйство глаз и половодье чувств? Они вот так ощущали.
Сгула, которую не уничтожить грехом
Вроде бы ничего такого ужасного. Но Вс-вышний собирается их уничтожить и создать новый народ от Моше. Оказывается, подмена постижения ощущением - серьезный недостаток.
И Моше вступает в спор. Молится. Просит.
1. «Почему ты злишься на Свой народ, который ты вывел из Египта?»
Моше напоминает Творцу, что они всего лишь вчерашние рабы. За 40 дней нельзя превратится из раба в Рамбама. Они вышли из Египта, а там все поклоняются тельцу. Все что они сделали, это естественно. Они все еще ощущают а не изучают.
2. «И скажут египтяне: со злостью вывел Он их, чтобы убить».
Слава Вс-вышнего через евреев должна стать всем очевидна. Поэтому мы свет народам. Если ты их убьешь, это будет противоположно Твоему изначальному плану.
3. «Вспомни Авраама. Ицхака и Якова, которым Ты клялся».
А мы вспомним рава Кука, который учил нас, что у евреев есть врожденная сгула, переданная праотцами. Ее нельзя уничтожить грехом.
Изучать, а не ощущать
Еще через 40 дней Моше получит вторые скрижали. Они будут круче первых. Первые Вс-вышний дал, а вторые велено было выточить самому Моше. Вторые скрижали создавались совместно, и они получены после греха и раскаяния. Они - источник Устной Торы. Ее не надо ощущать и чувствовать, ее надо изучать и понимать. Чтобы верно изучить границы, с такой любовью, в мельчайших подробностях переданные Всевышним и начерченные мудрецами по Его рецепту.
Я мыслю, следовательно, завет возможен.
Об авторе
Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2