Все проекты
Общину поддержали 30933 раз

Вопреки естественной морали

Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Мишпатим

Вопрос происхождения морали давно волнует философов. Много чернил было пролито и копий сломано в боях между сторонниками «естественной морали» и ее противниками. Новое время, эпоха просвещения, немецкая классика... Жаль, что они не дожили до 1901 года, когда археологи обнаружили законы аккадско-шумерского объединенного царства, сформулированные царем Хаммурапи.

282 параграфа, сведенные в стройную систему, описывали нам человеческие законы, по которым строилось одно из древнейших государств нашего мира. Некоторые исследователи с радостью обнаружили в них якобы точную копию законов Моше. А источником объявили всю ту же «естественную мораль».

Законы Хаммурапи, или что нового дала нам Тора?

Без сомнения, Тора была дана в определенную историческую эпоху. Человечество уже существовало. Существовала, более того, государственность. И она так или иначе строилась по определенным законам. Кодексу Хаммурапи предшествовали хеттские и аккадские законы. И в Торе мы находим этому подтверждение. Например закон левиратного брака. Иуда отдает Тамар в мужья своего второго сына после смерти старшего. А затем, в конце концов, женится на ней сам. В законах Хаммурапи мы читаем, что, если жена не может родить мужу наследника, он вправе продолжить свой род от наложницы, что и происходит с Авраамом и Агар.

Что принципиально нового дала нам Тора? Чем божественная мораль отличается от «естественной», если таковой считать законы до получения Торы?

Глава «Мишпатим» богата самыми разными заповедями. Регламентирующими отношения между человеком и его семьей, между человеком и его врагом, между человеком и чужеземцем, между человеком и Творцом. Рассмотрим некоторые из них и постараемся ответить на этот вопрос.

Равенство людей

Тема рабства сложна для нас. Наша реальность формальное рабство исключает. Человек свободен. И нам кажется это совершенно естественным. Но привычное и естественное - это не одно и то же. В древности рабство было естественным явлением мира. А мы - часть этого мира. Рабство было и у нас.

Наша глава начинается с законов рабства. Вернее, с закона освобождение раба. Шесть лет раб-еврей будет на тебя работать. А в седьмой год ты его обязан отпустить. Рабство еврея в Торе принципиально временно. Рабство противоречит сущности человека. Человек создан свободным. Всякий человек: и бедный и богатый. Рабство - вынужденная мера. В седьмой год, год шмиты хозяин обязан вернуть вынужденного раба в его естественное состояние - дать свободу. Если же раб желает остаться рабом, то прокалывают ему ухо у косяка перед судьей. Его воля. Он свободен и в этом. На косяке весит мезуза. И в ней написано, что у человека есть один вечный хозяин - Творец. Прокалывают ухо, которое слушало и не услышало это на горе Синай.

Злонамеренно убивший человека - будет предан смерти. Любого человека: бедного, богатого, свободного, раба. По образу и подобию Творца создан каждый.

Укравший человека будет предан смерти. Любого человека: свободного или раба.

Первый принцип божественной морали - равенство людей перед творцом.

Для сравнения приведем законы Хаммурапи:

Убивший свободного человека - умрет. Если может откупиться - пусть откупится. Убивший раба должен заплатить. (К слову, Тора запрещает откупаться от убийства. Тора реагирует на существовавшие в то время законы, позволяющие откупаться от убийства). Своровавший у богатого человека должен вернуть в тридцатикратном размере. У бедного в десятикратном - это тоже из законов Хаммурапи.

Вернемся к законам Торы. Человек, убивший непреднамеренно, убегает в город-убежище.

Человек, стукнувший раба так, что тот умер в течение дня-двух, не будет убит. И вот тут возникает вопрос. Разве это не противоречит принципу равенства всех людей перед богом. Выше мы говорили, что убивший раба - умрет.

Рамбам объясняет нам, что убить своего раба - крайне странный поступок. Ведь раб - это твои деньги. Бывает, что человек ведет себя нерационально и уничтожает свое имущество: убивает раба. Тогда его казнят. Но если раб не умер сразу, то, очевидно, намерения его убить не было, и хозяина не казнят.

Роль намерения

Тут я вижу второе важное отличие божественных законов от «естественной морали». Важную, если не решающую, роль играет намерение.

Для сравнения снова приведу законы Хаммурапи. Врачу, сделавшему неудачную операцию, отрубают руку. Если пациент умер, врача убивают. Строителя, построившего обрушившийся дом, наказывают в соответствии с ущербом. Если в этом доме погиб человек, убивают строителя. Если погиб ребенок, убивают ребенка строителя.

Не месть, а воспитание

«Око за око, зуб за зуб» - принцип, известный и Хаммурапи. Если ты не можешь откупиться, то тебя лишают глаза.

По еврейскому закону, ты обязан платить. Виновного необходимо наказать. Но жестокость неприменима и по отношению к преступнику.

Рамбам пишет , что одна из целей наказания - устрашение, чтоб другим не повадно было. Но не издевательство.

Есть три момента принципиального различия между божественной справедливостью и «естественной»:

1. Ценность человека проистекает из самой его сущности и не имеет отношения к статусу. Сила и богатство человека не обеспечивают ему превосходство, равно как и слабость бедность.

2. Намерение человека - неотъемлемая часть этой справедливости. В жизни случаются и не зависящие от нас ситуации. Твое желание или не желание навредить - принципиально.

3. Божественная справедливость не имеет ничего общего с местью. Она не кровожадна - она воспитательна.

«Гера не притесняй»

Гера (перешедшего в еврейство - ред.) не притесняй, ибо сам ты был пришельцем в земле египетской. Говорят комментаторы: «Не притесняй ни словом, ни имуществом». На первый взгляд, совершенно естественно. Эмпатия к людям в ситуации, в которой ты побывал сам. Но Раши говорит неожиданную вещь: «Не притесняй, чтобы он не притеснял тебя в ответ, говоря: ты и сам был рабом». Психология XX века подробно описала это явление. Разве мы не знаем, что человек побывавший в тяжелой, унизительной ситуации и выйдя из нее, не просто не испытывает сочувствия к людям в такой же ситуации, а наоборот. У него включается процесс отталкивания, и он превращается унижающего. Тридцать шесть раз Тора нас предупреждает: не притесняй гера, ты сам был пришельцем. Очевидно, это распространенная форма человеческой борьбы с собственной пережитой болью.

В нашей главе запрет притеснять гера в первый раз появляется между запретом идолопоклонства и притеснением вдовы и сироты. То есть причина в плохом отношении и герам варьируется между самоненавистью и безнаказанностью. Две стороны одной медали.

Эти законы сказал Моше народу своему, а потом записал. Мы верим в истинность этих законов не потому, что так написано. Наоборот: написаны они потому, что истинны.

«Чтобы сын не топил кошек»

Удивительно, что глава, рассказывающая про заключение союза между Творцом и творимым, между Отцом сыном столь далека от высокопарности. Она рассказывает нам про принадлежащего врагу навьюченного осла, которого заповедано нам освободить от ноши. А впрочем... Что ж тут удивительного. Отец на самом деле любит своего сына. Поэтому ему важно, чтоб тот не наступал в лужу и не ушибся коленкой об угол, не топил кошек и не обижал слабых. В общем, вел себя вопреки «естественной морали».

Об авторе

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину