Все проекты
Общину поддержали 31213 раз

Небо становится ближе с каждым днем

Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Итро

Ну почему бы не начать главу, отвечающую на самый главный вопрос жизни, словами Бродского о евреях: «В этом мире безвыходно материальном толковали Талмуд, оставаясь идеалистами». К сожалению, гений предпочел идеализм и реализм поменять местами. Евреи никогда не были идеалистами. Глава Итро поворачивает все с головы на ноги. Стоять на голове, возможно, романтичней, но лестница Якова головой должна уходить в небо, а ногами упираться в землю. Таковы условия реального мира. И вдруг оказывается, что самое нереальное из всего когда-либо произошедшего с человечеством - и есть реальность. Трансцендентное превращается в имманентное. Недосягаемое - в доказуемое. «Небо становится ближе. С каждым днем». Стоит только принять правильное положение.

Тору не получить без Итро

Глава, повествующая о самом еврейском, названа именем нееврея Итро. Тесть Моше, мидьянский жрец. По словам комментаторов, служащий всем видам идолопоклонства. Уже в этом предложении чувствуется волнующая интуиция единства. Как можно физически охватить все виды идолопоклонства, если не стремлением к объединению, не поиском одного корня веры?

Итро приходит к горе Синай. Известен спор комментаторов, пришел ли Итро до получения Торы или после. Но, как бы то ни было, нельзя получить Тору без Итро, без нееврея. Мы получили нашу Тору для всех.

Итро, принадлежащий к народу, живущему среди вражеского Амалека, приходит к горе Синай. Должен быть кто-то с противоположного конца с нами, иначе нам никак не связать человечество воедино. В книге «Кузари» раби Иуда аЛеви пишет: «Израиль среди народов как сердце среди других органов». Мы - одно тело. Сердце оживляет каждый орган. Без сердца тело мертво, но без тела сердце бессмысленно.

То, что произойдет в шестой день третьего месяца по выходе евреев из Египта на горе Синай, - самое важное историческое события для всего человечества. Итро - представитель народов мира. Это событие изменит не только историю, но и реальность.

«Мы хотим говорить с Царем»

И, пока евреи вколачивают колья для установления лагеря у подножия горы Синай, Всевышний открывается Моше и посылает его сообщить евреям, что они смогут стать царством священников, избранным народом лишь при условии, что будут соблюдать Завет.

Мы привыкли думать, что евреи с радостью согласились. Ну кто ж не хочет получить Тору? Но на самом то деле все было не так.

Ответ их совершенно логичен и очень непохож на согласие: «Все, что сказал Всевышний, сделаем». Они отказали Моше. Так понимает это место в Торе Раши: «Пославший и посланник - это разные вещи. Евреи хотели говорить с Царем».

Так понимает это место Рамбам в «Мишне Тора»: «Те, кто верит из-за чудес, в их сердце есть сомнение. Поэтому Сыны Израиля не поверили Моше до конца, пока не услышали сами голос Всевышнего с горы Синай».

Так следует из текста Торы: «Вот, Я приду к тебе в густом облаке, чтобы услышал народ, как Я буду говорить с тобой. И тебе ТОЖЕ поверят навсегда». Лишь после того, как они услышат меня, они поверят тебе. Не частично, как после рассечения Красного моря. А навсегда, безусловно. Не надо чудес: нужно Слово.

Вот он, момент начала новой истории. Самой реальной реальности.

Гора покрылась облаком. Голос шофара весьма сильный, громы и молнии. Но народ лишь испугался. Что-то типа казней египетских. Не производят на нас чудеса впечатление большее, чем страх, потому что мы хотим знать, а не верить. Чудеса только ленивый не творил в древнем мире. Нам первым стало тесно в мифологическом сознании. Мы - первенцы: выросли первыми.

И говорил Всевышний:

«Я твой Бог, который вывел тебя из Египта».

Не вера, но знание

Существует спор между Абарбанелем и Рамбамом, можно ли считать первое речение заповедью.

Абарбанель считает, что нет. Это и не выглядит заповедью. Скорее, основой заповедей. Чтобы сообщить, Кто пришел эти заповеди дать.

Рамбам же считает иначе: «Знание (Я твой Бог) - это предписывающая заповедь. Всякий, кто думает, что есть другой бог, нарушает и запретительную заповедь, как сказано: ''И не будет у тебя других богов передо мной'' и отрицает главное. Это важнейший, принцип, от которого зависит все остальное».

Обратите внимание, Рамбам не говорит о вере. Он говорит о знании: «Ибо ты видел а не кто-то другой. Ты слышал, а не кто-то другой».

В «Путеводителе растерянных» Рамбам добавляет: «Первые две заповеди (Я твой Бог... И не будет у тебя других богов...) они слышали сами из уст Творца, а не через Моше, как остальные».

В остальном они поверили Моше. Но поверили лишь после того, как убедились сами, что Моше - посланец Творца. И не чудо убедило их, а слово Царя.

Поколение свидетелей

Мы получили то, что хотели. Всевышний открылся всем, стоящим у горы Синай. Но за очевидность надо платить: ее более невозможно отрицать. 600 000 видели, слышали, были участниками исторического события, которое установило реальность. Бог есть, Он говорил с нами. Десять заповедей, говорят комментаторы, это корень всех остальных заповедей. И среди Десяти заповедей есть не только то, что люди сегодня ошибочно считают самоочевидными основами морали, как-то: «Не убей» и «Не укради», но и совершенно неожиданные вещи. Например, «Помни день субботний». Оказывается, трансцендентному Творцу важен седьмой день недели, и Он готов сократить Себя до того, чтобы объяснить мне, как отрывать бумагу в субботу. Единство Творца - залог единства мира. Единства физики и метафизики, трансцендентного и имманентного, феномена и ноумена. Бумаги в субботу и бесконечности Творца. Это нельзя понять человеческими силами. Это нельзя придумать. Для воображения необходимы материалы эмпирического мира. Иудаизм в основе своей агностичен. Мы не можем знать ничего о Творце. Но он захотел, чтоб мы знали, и поэтому Он говорил нам. А мы отвечали: «Сделаем!»

Целое поколение свидетелей откровения. Они видели и слышали. Ну а что же с нами? Нас-то там не было?

Ну, раз мы начали с Бродского, то, пожалуй и окончим им: «Просто сами ложились в холодную землю, как зерна». У нас есть лучшее доказательство этого исторического события. Никакой артефакт не расскажет истории так, как живой свидетель. Наши бабушки, выросшие из зерен предыдущего поколения. А те в свою очередь из предыдущего. Живая цепочка связывает меня с горой Синай. И каждое ее звено говорит.

В этом мире, безвыходно идеальном, учили Талмуд, оставаясь реалистами.

Об авторе

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.

Хотите знать больше о сюжетах Танаха?

Запишитесь на курс «Библейские сюжеты в понимании иудаизма. От Сотворения Мира до строительства Храма». 27 января - 10 марта, занятия по воскресеньям 13:00 - 15:30 в Синагоге Петербурга (Лермонтовский, 2).


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину