Все проекты
Общину поддержали 31190 раз

Есть ли Бог между нами?

Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Бешалах

«И было, когда фараон отпустил народ Израиля...» Так ли мы должны вспоминать выход из Египта? «Фараон ли отпустил нас или ''рукою сильною вывел нас Творец из дома рабства''?», - спрашивает Абарбанель.

Мы вместе

У глагола «шалах», «отпустил», есть еще одно значение: «сопроводил». Мы не расстаемся с фараоном при исходе из Египта. Он еще долгое время будет с нами. Выход из Египта - наше общее дело. Помните: «выход из Египта» можно прочесть как «выход Египта»? Мы и Египет - часть нашего общего мира, общей истории. У мира есть цель. Единство Творца - залог единства этой цели. Если бы евреи отделились от народов мира - «мы здесь, они там», как любят говорить израильские левые политики, - то это единство было бы нарушено. Так не может быть в едином мире Единого Творца. Мы вместе. И на народе Израиля лежит обязанность прийти к идее единства самому и привести к ней Египет. Иначе зачем Творец тратит так много времени и сил, чтобы убедить фараона отпустить нас? Разве не мог Всесильный сделать это без фараона? Мог. Но цель иная. Цель - чтобы Фараон отпустил сам, поняв, что это хорошо и для Египта. После последних трех казней фараон убеждается, что Бог евреев - Творец мира. Поэтому он отпускает евреев и просит Творца благословить и его.

Рабство не смыть с рук, как грязь

Всевышний повел евреев дальней дорогой. Был момент поднятия духа: евреи пошли за Моше. Не стонали, что, уходя из Египта, окажутся в пустыне без воды и еды. Но это был момент, и этот момент запомнит Творец. Как любовь юности, в которую бросаешься с головой. Однако 210 лет рабства, по словам Рамбама, нельзя смыть с рук, как грязь. Не может раб в одночасье стать свободным и вести осознанную войну с великанами. Мы вышли из Египта не для того чтобы убежать от плохой жизни, а чтобы «стать свободным народом в своей земле». Наш гимн - «Надежда». Часть из нас уже достигла берегов Земли Обетованной, но свободным народом нам еще предстоит стать. Так же как нашим праотцам на берегу Красного моря. Если б не 40 лет пустыни, говорит Рамбам, мы б не смогли завоевать Эрец Исраэль.

Вопросы и ненависть фараона

Но Фараон - часть процесса. Как у каждого думающего человека, пришедшего к онтологической идее Творца, у него возникают вопросы экзистенциальные. Как Творец управляет миром? Что морально, а что нет? Каков принцип справедливости? Почему плохо праведнику и хорошо злодею? Ведь и Египтяне, и евреи - идолопоклонники и прелюбодеи. Почему Ты спасаешь одних и губишь других? Звездное небо над головой Иммануила Канта волнует и его. Но моральный закон он ищет у Творца.

Фараон запрягает свою колесницу, а с ним - еще 600 колесниц. Раши поясняет, что запрягает колесницу фараон сам, лично. А мидраш добавляет: «с радостью». Любовь и ненависть меняют обыденность. Сейчас он не царь. Он человек, которого изнутри разрывает ненависть. От бессилия ответить на главные вопросы. Что ж, он получит ответ.

Раб против хозяина

600 колесниц, в каждой по 3 человека. Несравненно меньше, чем вышедших из Египта евреев. И вот египтяне настигают евреев на море. Когда Тора описывает реальность, как ее видят евреи, то говорит: «И подняли они глаза свои, и вот - Египет бежит за ними». Не египтяне: Египет. Эта тонкость пропадает в русском переводе, но она важна. Евреи испугались не количества людей: они были бессильны против Египта. Не армия против армии, а раб против хозяина. И оружие было у них, и численное преимущество. Но этим оружием надо осмелиться воспользоваться. Армии надо дать победить. Для этого нужен дух, а вот его-то у рабов нет. И все что им остается, это плакать и стенать. «Зачем? Зачем вы нас вывели из Египта. Могилы были и там. Мы ж вам говорили в Египте еще: отстаньте от нас». Пять раз они в своем плаче повторяют слово «Египет». Как тут не вспомнить, что имя удваивается в знак любви. Пять - магическое число для египтян. Пять смен одежд дал Йосеф Биньямину. Пять препятствий преодолевает фараон после смерти. Пять раз произнесено слово «Египет». Потому, что Египет догоняет их и будет догонять еще долго. Евреи хотят домой - как все люди, которым страшно. Сзади хозяин, впереди море, вокруг пустыня. Это смерть.

Рамбан говорит, что среди евреев были разные группы. Одни обвиняют Моше, другие хотят вернуться в Египет. Были и те, кто верил Творцу - их было немного. Все как всегда, все как у всех. Но море расступилось перед ними и уничтожило Египет.

«Говори с сынами Израиля и идите»

Завораживает стих: «И сказал Всевышний Моше: не время кричать ко Мне. Говори с сынами Израиля и идите». Время откровению. Время действию. Несколько юношей и девушек из России сказали: «Мы народ, дом Якова. Идите!» Так много позже этой ночи на Красном море организация Билу делает то же, что предстоит сыновьям Израиля на берегу: они идут.

Моше простирает свой посох, и всю ночь дует восточный ветер. Обдувает их лица, сухие губы, треплет волосы: «И сделал море сушею. И расступилось море». Есть много мнений среди комментаторов и в мидрашах: в чью заслугу море расступилось. Колено Биньямина первым зашло туда или колено Йегуды? Или не те и не другие, а герой-одиночка Нахшон бен Аминадав? Или Всевышний сделал это не в их заслугу, а из любви? Но даже после того, как море раскрылось, евреи не торопятся заходить. Как рассказывается в мидраше, сказал Реувен Шимону: «В Египте грязь и тут грязь, в Египте камни и тут камни». Чудо не меняет людей. Наверное, оно может воодушевить, но не поменять. Так почему же евреев спасли, а египтян уничтожили?

В то самое время, что Реувен и Шимон, видя великое чудо, не хотят пачкать ноги, фараон получает ответ.

Сгула Израиля - в заслугу праотцов

Рав Кук говорит, что у евреев существует две ступени избрания. Первая - сгула, не зависящая ни от чего, данная нам в заслугу праотцов. Вторая - бхира, выбор. Евреи могут быть плохими или хорошими людьми, это их выбор. Но перестать быть евреями они не могут. То, что было обещано праотцам, будет исполнено в любом случает. А дальше - выбор за нами.

Еще в этой главе, испытав спонтанную потребность благодарить Творца после перехода моря, они будут вспоминать кастрюли с мясом, оставшиеся в Египте, и жаловаться на воду.

Привычка - вторая натура. С одной стороны, раб - существо самое незащищенное. С другой - пока он нужен хозяину, он обеспечен минимумом. Хозяин ему обязан. И вот эта зависимость становится образом жизни. Между двумя событиями - переходом моря и Дарованием Торы - на протяжении 40 лет для евреев выпадал ман. Маараль говорит, что это чудо важнее, чем рассечение моря. Рассечение моря было лишь раз, ман же постоянен. Он должен был создать у народа Израиля новую природу. Ты зависим, но вовсе не от человека, а от Творца.

В конце нашей главы они и вовсе спрашивают: «Есть ли Бог между нами?» Причина проста: не было достаточно воды. То есть, они не умирали от жажды. Но воды было меньше чем хотелось. И это так по-человечески: Бог есть когда всего вдоволь, но где же Он когда нет достаточно? И поселится сомнение в сердце у каждого. Но народом Израиля евреи быть не перестанут.

Об авторе

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.

Хотите знать больше о сюжетах Танаха?

Запишитесь на курс «Библейские сюжеты в понимании иудаизма. От Сотворения Мира до строительства Храма». 27 января - 10 марта, занятия по воскресеньям 13:00 - 15:30 в Синагоге Петербурга (Лермонтовский, 2).


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину