Все проекты
Общину поддержали 31061 раз

О награде и наказании в иудаизме

Белла Слуцкин о том, как Вс-вышний награждает и наказывает человека и о сущности благословений и проклятий.

Награда и наказание в иудаизме колонка Беллы Слуцкин

Глава Торы «Бехукотай» поднимает один из тех вопросов, которым нет однозначного ответа. В нашей традиции мы находим противоположные варианты ответов. Ну или нам они кажутся противоположными: «награда и наказание».

С одной стороны: «Если вы по уставам Моим будете поступать и заповеди Мои соблюдать, то Я дам дожди вам вовремя. Если же не послушаете меня и не будете исполнять все заповеди Мои, если Моими законами возгнушается душа ваша, то нашлю на вас ужас».

С другой стороны, известно, что бывает «праведник, и плохо ему»; «злодей, и хорошо ему».

Говорит Тора о награде и наказании в нашем мире или лишь в будущем? Видим ли мы их выражение в физическом мире или лишь в метафизическом? Рамбам включил награду и наказание в свои Тринадцать принципов веры: «Я верю полной верой, что Творец платит добром соблюдающим заповеди и наказывает нарушающих. Но конечная расплата - в мире будущем».

Зачем нас путать в столь существенном вопросе? Дали бы уже, в конце концов, однозначный ответ: «Будете соблюдать, будете как сыр в масле кататься. А нет - жаль, но таковы правила».

Сущность проклятия

Глава «Бехукотай» в народе называется «главой-упреком». Но комментаторы говорят, что это поверхностный взгляд. При осмысленном, неэмоциональном прочтении оказывается, что даже проклятия - это вариант благословения. Благословение обещано однозначно: «Если будете соблюдать, то получите». Совсем другое дело с проклятьями: «Если не послушаете… не будете соблюдать… если презрите... и если возгнушается душа ваша так, что вы не будете соблюдать…» Сфорно говорит, что недостаточно не соблюдать: проклятия приходят, когда «душа возгнушается». В самой сущности человеческого поступка заключены два мира: физический и метафизический, «сделаем и услышим». Поступок - результат желания и действия, внутреннего решения и его выражения вовне. Чтобы «удостоиться» всех ужасных проклятий, которые звучат в нашей главе, недостаточно быть слабовольным или сомневающимся. Для этого надо принять внутреннее решение, что мир бесхозный - и так относиться и к нему, и к себе. В бесхозном мире происходят бесхозные процессы. Имя им - «случайность». Физический мир может доставлять много боли. Но, когда она бессмысленна, то есть случайна, она становится просто проклятьем. Болезнь. Голод. Война. Враги. Смерть. Изгнание. Бессмысленное существование может оправдать только удовольствие от него: «Живем один раз, почему не насладиться». А, когда удовольствия он не доставляет, зачем жить?

Число семь, этапы болезни и исцеления

Поэтому проклятия в главе «Бехукотай» приходят не одновременно, в отличие от благословений, а поэтапно. «А, если при всем этом не послушаетесь меня, то я увеличу наказание всемеро». Число «семь» было ключевым в предыдущей главе, когда мы говорили о законах шмиты. Есть оно и тут. В конце главы появляется тема юбилейного года: седьмой год - «год шмиты», а пятидесятый - «юбилейный». Число семь - это число законченного этапа. Семь дней творения, семь лет для сельского хозяйства, семь «лет шмиты» для возвращения к изначальному положению. В юбилейный год вся земля возвращалась изначальному владельцу. 7 000 лет для всего мира. «Поражу вас всемеро против грехов ваших, и погонит вас шелест колеблющегося листа». Решение о превалировании природы над духом поэтапно поражает душу и мир. Поэтапно оно и излечивается: семикратными дозами лекарства. На каждом этапе можно остановить болезнь под названием «случайность». Но, если она продолжает развиваться, наступает следующий этап и семикратная доза. Сначала человеческая гордыня отказывается от идеи творения, занимая моментально место Творца. Но, тем не менее, все еще помня об определении добра и зла. Затем человечество охватывает безумная идея, что добро и зло человек может определить сам. Мы ведь разумные люди. И, лишь стоя у разрушенных печей Аушвица, начинаешь понимать, что разум без Б-га может оправдать абсолютно все. И нет у нас на самом деле никаких абсолютных критериев добра и зла. Впрочем Смердяков это понял вместе с Достоевским уже давно: «Если Б-га нет, то все дозволено». Проклятия превращаются в благословения, если они помогают остановиться хоть на минуту. Хоть одному из нас. Настоящее наказание - это не болезнь и даже не изгнание, это равнодушие Творца. Ты хотел жить в природе? Живи. Как лист, трепещущий от ветра. Авось повезет и случайно выиграешь в лото. Это и будет твоей радостью. Меня всегда удручало окончание «Мастера и Маргариты»: «Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет». Куда - туда? Зачем это там? Зачем там свеча и восход? И все??? Это награда? Наказание? Равнодушие?

Так существуют ли награда и наказание?

Так существуют или нет награда и наказание в этом мире? Вспоминается талмудический образ: человек поспешил исполнить две заповеди, за которые обещано долгожительство: уважение к родителям и «шилуах акен», а потом упал и умер.

Награда и наказание существуют. Так говорит глава «Бехукотай». Так говорит Рамбам. И Тора эту награду описывает понятным нам языком: здоровье, насыщение, победа над врагом. И вот что Рамбам пишет в законах раскаяния: награда - это будущий мир. А наказание - отсечение души от источника сущего. А все остальные блага, как-то: сытость, мир, благоденствие народа, избавление - они есть. И они для того, чтоб нам было легче соблюдать Тору. Но это не главная награда.

Боль - наказание лишь в мире природы. А в нашем - необходимая встреча с Творцом, и через боль тоже. Таков закон единства: он умерщвляет, он оживляет. Сытость и голод - это предикаты физического мира, через которые можно увидеть трещину в стене, разделяющей физический мир и духовный. А можно не увидеть. В этом весь смысл.

Закон существует всегда. Условия, облегчающие его соблюдение, - нет. Поэтому праведнику бывает и плохо тут. А злодею - хорошо. И, чем яснее видится целесообразность мира, чем очевидней в нем Творец, тем тоньше стена между этим миром и будущим.

Об авторе

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину