27.06.2014
Можно ли есть израильские овощи в России?
Можно ли есть израильские овощи в России?
В петербургских магазинах – небывалое изобилие израильской моркови, сельдерея, картофеля. С точки зрения еврейского закона, статус этих овощей не так уж однозначен. Среди соблюдающих кашрут есть те, кто ни за что не купит такие овощи, опасаясь нарушить законы трумы и маасэра. В этой непростой ситуации нам помогает разобраться раввин Ури Суперфин.
В еврейском законе есть понятия «трума» и «маасэр». Речь идет об особой заповеди – отделять часть плодов собранного урожая, выросшего в Земле Израиля, в пользу служителей Храма – коэнов и левитов, а также «маасэршени», который, отделив, ели в Иерусалиме. Заодно и учили Тору в местных ешивах. В чем и была задумка. Согласно Торе, отделять труму и маасэр нужно от семи видов плодов, которыми славится Земля Израиля (финики, гранат, виноград, оливы, инжир, пшеница, рожь). Но мудрецы постановили, что следует отделять труму и маасэр от всех плодов, выросших в Земле Израиля – а также на части прилегающих территорий (имеются в виду некоторые области современных Сирии, Иордании, Египта).
Сегодня, в наши дни, эта заповедь остается актуальной, хоть родословная коэнов и левитов уже утеряна. Однако отделенные плоды сегодня не отдают им, а попросту уничтожают.
Выросший в Земле Израиля урожай, от которого не отделены трума и маасэр, есть нельзя.
Как же быть с израильскими фруктами и овощами, которые в огромных количествах поступают на рынки Петербурга и Москвы?
Мне рассказали, что в петербургской еврейской общине есть те, кто вовсе не покупает израильские плоды, боясь нарушить закон.
На самом деле, труму и маасэр от плодов можно отделить самостоятельно. Это не так уж сложно, но нужно знать ряд практических правил, о которых мы как-нибудь поговорим отдельно.
А известный галахический авторитет, рав Давид Лау (сын бывшего Главного раввина Израиля) утверждает, что опасаться вообще нечего, т.к. можно полагаться на централизованную систему надзора за отделением трумы и маасэра, осуществляемого Главным раввинатом Израиля, в том числе, от плодов, предназначенных для экспорта. Важно также учитывать, что экономически закон о труме и маасэре не так уж сильно «бьет» по экспортеру – уничтожается всего лишь 1% плодов. Поэтому можно полагаться на то, что экспортер не станет хитрить из-за меркантильных соображений.
Но, даже если предположить, что от плодов, предназначенных для экспорта, трума и маасэр не были отделены, стоит задаться вопросом: кому принадлежит фирма, которая собирает урожай, упаковывает и экспортирует плоды? Если владелец фирмы не еврей, то отделять труму и маасэр вообще не нужно.
Таким образом, у нас появляется ситуация «сфексфека» – двойного сомнения (то есть, прогнозируя возможность нарушения закона, мы сталкиваемся с таким количеством допущений, что можно положиться на то, что «все в порядке»). Во-первых, скорее всего, трума и маасэр были отделены. Во-вторых, даже если не были отделены, фирма-экспортер может принадлежать не еврею. К тому же, относительно большинства плодов закон установлен неТорой, а мудрецами. И таким образом у нас столько «сомнений», что можно есть израильские овощи, не опасаясь нарушений.
Другое дело, что совсем скоро наступит «год Шмиты» – «Седмица», когда в Израиле запрещены любые земледельческие работы, и строго запрещены в пищу любые овощи и часть фруктов, выращенных в этот год. Что тогда делать петербуржцам с экспортированными из Израиля плодами? Это тема для отдельной большой статьи, которую, с Б-жьей помощью, я напишу специально для читателей jeps.ru.
Почему в России едят израильские овощи вместо того, чтобы выращивать свои? Об этом читайте здесь
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2