09.05.2023
Лаг Баомер. Праздник, который выше логики
День чудес! Все не так, как обычно, ведь мы касаемся самой «души» Торы. И все это — сегодня! О самом нелогичном празднике еврейского календаря рассказывает наша колумнист Анат Брусиловски.
Вот уже больше месяца мы считаем «Сфират а-Омер» — счет дней Омера. Каждый день мы поднимаемся на одну ступеньку выше в нашем восхождении к горе Синай и к получению Торы.
В течение всего этого времени мы придерживаемся четких законов насчет того, что можно, а что нельзя. Мы не стрижемся, не слушаем музыку и не устраиваем свадеб.
Но вот наступает тридцать третий день Омера и внезапно все меняется. Мы зажигаем костры, поем веселые песни и едем на Мерон праздновать «гилула» (день торжества) Рашби — раби Шимона бар Йохая, чья святая душа в этот день покинула мир.
Нет-нет, Шавуот еще не наступил. Нет-нет, мы все еще в середине восхождения и завтра снова будем соблюдать траурные события. Но сегодня все иначе. Сегодня у нас праздник — время для радости.
«В чем логика?» — спросите вы меня. «В том-то и дело, что нет никакой логики!» — отвечу я вам.
Лаг ба-Омер как раз и учит нас тому, что отсутствие логики гораздо выше самой логики. (Кстати, и та эпидемия, которая уносила жизни учеников раби Акивы в этот день остановилась совершенно нелогичным образом, после чего продолжилась с новой силой.) Кроме того, когда еврейский народ был в пустыне — в Лаг ба-Омер — 18 ияра — начал выпадать «ман» — самая нелогичная еда.
Каждый день мы учим Тору. Буква за буквой, строка за строкой. Истории, заповеди, законы, жертвоприношения. Но все это — «тело» Торы.
В Лаг ба-Омер нам дается особенная возможность прикоснуться к «душе» Торы — к ее внутренней силе, к тому великому огню, который скрыт в ее буквах.
И этот огонь, эта радость и особенная святость не может быть втиснута в границы нашей человеческой (и довольно ограниченной) логики. Ведь Лаг ба-Омер — это день чудес.
Недаром сказано в Талмуде в трактате Брахот: «На раби Шимона стоит положиться в трудную минуту».
Нас с самого детства учили про «смех без причины» и про «спасение утопающих», но Лаг ба-Омер говорит нам: «Это не так! Попробуйте на один день „отпустить“ логику и положиться на раби Шимона!»
Раби Шимон бар Йохай обещал, кто будет радоваться в день его торжества, множество благословений.
Поэтому в Лаг ба-Омер мы надеваем шабатние одежды, наполняем сердце радостью и совершаем особенные «сгулот», чтобы удостоиться обещанных Рашби чудес:
- Зажигаем 17 свечей — чтобы удостоиться удачи во всех наших делах и материальных благ.
- Даем цдаку кратную 18-ти, читаем главу о даровании мана и просим у Всевышнего «парнасу» — пропитание.
- Зажигаем «нер нешама» в заслугу раби Шимона и просим у Всевышнего обо всем, в чем мы нуждаемся.
- Принимаем участие в особом праздничном шествии в честь Лаг ба-Омера. Бааль Шем Тов говорил, что в этом шествии вместе с нами шагает сам Рашби!
- «Отпускаем» логику и прикасаемся к чуду.
- И радуемся, радуемся, радуемся!
Желаю вам веселого праздника и множества благословений.
Анат Брусиловски
Об обычаях и традициях Лаг Баомера читайте тут.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2