Все проекты
Общину поддержали 31215 раз

«Ты все еще хочешь эту красивую пленницу?»

Кризис неизбежен. С ним можно бороться, его можно игнорировать... Как правильно и чего хочет в ситуации кризиса от нас Тора? Рассказывает Белла Слуцкин

«Последствиями войны всегда будут бедствия и развращения»,- писал Лев Толстой в «Войне и мире». А последствием творения всегда будет кризис. Он онтологичен, повсеместен и неизбежен. «В начале сотворил Всевышний небеса и землю. Земля была хаотична, и сказал Всевышний: да будет свет». Кризис заложен в самом творении. Есть идея творения, и результат ее - хаос. Тут уж или мы его, или он нас.

Тора - слово Творца. Она правдива. Эта правда часто злит. Человек за тысячелетия своего существования научился приспосабливаться к кризису. Например, его игнорировать.

Совсем недавно израильские СМИ сотрясали стоны ханжей. Раввин позволил говорить себе о красивой пленнице, которую увидит еврейский воин и возжелает. Это одна из тем нашей главы: признание кризиса. Есть проблема.

«И увидишь женщину, красивую видом...»

Да. «Человек смертен», но проблема даже не в том, что он внезапно смертен, а в том, что он слаб.

«Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Г-сподь, Б-г твой, предаст в руку твою, и возьмешь у них пленных. И увидишь между пленными женщину, красивую видом, и возжелаешь ее». Говоря о еврейской армии, комментаторы отмечают, что на фронт посылали лучших. Бааль Турим пишет однозначно: праведников. А не отличающиеся высокими качествами души оставались в тылу, парашюты складывать. И вот. Даже с праведником на войне это может произойти. Война - сама по себе ужасный кризис. Она ломает, корежит, оставляет за собой пепелище. Там может произойти все. В том числе и насилие. Ложь отрицать это. На войне насилуют женщин. О ней столько всего написано очевидцами. У нее не женское лицо. Оно у нее вообще не человеческое. Так вот. Уже в то время, 4000 лет назад, в древнем мире, который еще не только не построил цивилизацию на основе Десяти Заповедей, сделав их как бы «естественной моралью», но даже не знал о них, Тора запрещает нам насилие. Если ты не можешь выйти из кризиса лучшим образом - поборов свою страсть - есть иной способ. Худший, но все еще приемлемый: женись на ней, приведи в дом отца своего. Создай человеческие условия.

А дома, возможно, ждет тебя жена. Со скалкой. «Здравствуй, дорогая, эта очаровательная эморейка теперь будет жить с нами».

«Надень черные одежды и уйди в другой город»

В Талмуде обсуждается, что, если человек не в состоянии побороть свою страсть и ему ну очень надо согрешить, пусть наденет черные одежды и уйдет в другой город. Тосафот нас спасают от ложных выводов: нет-нет, Тора не разрешила потакать своим слабостям. Но Тора знает о них. Как только страстотерпцу представится, что ему предстоит долгая дорога, неудобства, так сразу и расхочется.

Вот то же самое и тут. Нельзя так просто взять и воспользоваться женщиной, говорит Тора 4000 лет назад - во времена, когда насилие над пленницей было совершенно естественно. Либо терпи, либо женись.

«Что-то, сын, ты какой-то восставший»

А если и это тебя не пугает, то знай: результат такого выхода из кризиса - тоже кризис. А именно, восставший сын. Так объясняет Раши соседство двух тем: красивая пленница и восставший сын.

Восставший сын - огромный кризис, в который ты ныряешь, не решив как следует предыдущий. Такого сына алаха (еврейский закон) велит убить. «Что-то, сынок, ты какой-то восставший, пошли-ка в суд. Они тебя убьют». Вы представляете себе такую ситуацию? Да она практически невозможна. Этот закон устроен таким образом, что на практике неисполним. Чтобы оба родителя по собственному желанию вели 13-летнего ребенка за определенные провинности на смерть? Эта алаха так же практически невыполнима, как и забиение камнями нарушителей субботы. Так зачем же Тора грозит? Чтоб ты понимал, какой глубины кризис. Он равен смерти. Твоего ребенка. По твоему желанию. Все еще хочешь эту красивую пленницу?

Почему Амон и Моав не могут пройти гиюр?

Еще одна интересная тема нашей главы - гиюр, переход в иудаизм. Оказывается, моавитянам и амонитянам мужского пола нельзя сделать гиюр никогда. За то что, не встречали нас хлебом и водой. Да еще наняли проклинателя - Билама. Вот египтянам можно, хоть они и топили наших детей, потому что они нам дом на четыре поколения дали. Ну, как сумели, так и дали. А Моаву и Амону - нет. Помните их происхождение? Их папа Лот, племянник Авраама, а их мамы - дочери Лота. Они спаслись из горевшего Сдома. Лот и дочери не пытались справиться с кризисом, они его проигнорировали. Качество Сдома: «Что мое, то мое. Что твое, то твое». Нечто обратное качеству Авраама. Это не разбой: сдомитяне ничего ни у кого не отнимали. Но и никому ничего не давали. Они вообще отказывались от взаимодействия с внешним миром. И Лот с дочерьми это только подчеркнул. Зачать от отца - это плодотворная идея. Никакого кризиса. А потом, спустя какое-то время, их дети, которые, наверное, могли выбрать между качествами Авраама и Сдома, выбрали не выносить евреям свой хлеб и воду. Но какому-то взаимодействию с миром научились: проклятию. Если кризис игнорировать, а не бороться с ним, то результат таков. Никогда они не войдут в общество Израиля. Ничего само собой не проходит.

Решение кризиса не всегда идеально. Пример тому - красивая пленница. Зашитый чулок никогда целым не будет. Но у него все еще есть шанс остаться чулком. Мужчина в этом случае, по крайней мере, не стал живодером и насильником. А вот в случае с Амоном и Моавом - то, что их родители игнорировали кризис, привели к необратимым результатам.

Об авторе

Белла Слуцкин — преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына — солдат и ученик ешивы, дочь — студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки-философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.

Белла Слуцкин


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину