Все проекты
Общину поддержали 30906 раз

Корона и вера

Раввин Цви Пинский болел, лежал в больнице Боткина, выздоровел и вернулся к делам. Мы побеседовали о том, что говорят еврейские мудрецы о бедствиях и как сохранять веру в условиях пандемии.

Как сохранять веру в условиях пандемии раввин Цви Пинский интервью

«Мы не ищем виноватых – мы пытаемся найти то, что надо в себе исправить»

- Рав Цви, когда происходит эпидемия такого масштаба, то задаешься вопросом: каковы духовные причины происходящего? Что говорят об этом наши мудрецы?

- Рамбам пишет в Мишне Тора, раздел «Гилхот таанийот» («Законы постов»), что одна из 613 заповедей Торы – «кричать перед Б-гом» (то есть, просить, молиться) каждый раз, когда приходит большая беда. И ни в коем случае нельзя думать, что происходящее имеет природные причины – такой образ мыслей Рамбам называет «жестоким». Почему? Потому, что, считая так, человек не будет исправлять свои поступки, и в мир придут новые и новые беды.

Рамбам перечисляет разные виды бедствий, и одна из них «девер» – мор, эпидемия. Он даже приводит цифры: если в городе 500 человек и ежедневно в течение трех дней из них умирают трое - это «девер». «Девер» - это когда у всех смертей есть одна понятная причина и видна некая закономерность.

И это, согласно Рамбаму, прямой повод задуматься, обратиться к Б-гу и поститься. Потому что это знак Свыше.

Мы видим, что, с точки зрения иудаизма, масштабную катастрофу следует воспринимать как знак от Б-га.

Однако никто из нас не может с уверенностью сказать: «эпидемия произошла потому-то». Сегодня нет пророков, которые могли бы связать причину – наши неправильные поступки – и следствие – бедствие, посланное в мир. Любавический Ребе говорил, что надо не искать причину, но смотреть на бедствие как на некий общий message от Б-га: стать лучше, исправиться, приблизиться к Нему.

Ребе никогда не говорил о тяжелых ситуациях в категориях наказании – скорее, считал их стимулами к самосовершенствованию. Но без чувства вины и без поиска виноватых. Мы не ищем виноватых – мы пытаемся найти то, что надо в себе исправить.

«Все происходящее – тест. Не на вирус, а на нашу веру»

- Многие задаются вопросом – как сейчас сохранять веру в Б-га, в то, что Он добр и хочет нам добра.

- То, что происходит сейчас, больно и тяжело. Когда видишь цифры: сколько людей умирает в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, а теперь еще и в России, - испытываешь ужас.

Но все происходящее – это тест. Не на вирус, а на нашу веру. Б-г не обещал, что у нас не будет болезней. Люди всегда болели и умирали. Эпидемия коронавируса не принесла в этом смысле ничего нового.

И нет смысла задаваться вопросом, почему Б-г послал нам эту болезнь.

Известно, что ответил Вс-вышний на вопрос Иова о причинах смерти: «Тот, кто не понимает, отчего люди рождаются, - не поймет, почему они умирают». Жизнь – это улыбка и слезы. Каждый миг люди приходят в этот мир и уходят из него. Не произошло ничего такого, что ставило бы под сомнение Б-жественную справедливость.

«Ничего плохого не спускается Свыше»

Про деда Любавического Ребе – Меира-Шломо Яновского, рассказывают такую историю. В начале 20 века в Николаеве, где Меир-Шломо был раввином, разразилась эпидемия брюшного тифа. Власти выделили за городом барак, куда свозили всех больных – не лечиться, а умирать. Оказался там и сам Меир-Шломо. Он был в ужасном состоянии и понимал, что это конец.

У Меира-Шломо был друг – реб Ошер Гроссман. В барак не пускали, но реб Ошер вызнал, где именно держат Меира-Шломо, сел под окном и стал читать главу из Тании вслух. Пришел он и на следующий день. Приходил снова и снова, и всякий раз читал одну и ту же главу. Меир-Шломо выздоровел и сказал реб Ошеру: «Ты спас меня от смерти. Твои слова оживляли меня. На несколько мгновений я поднимался в другой мир, где господствовало только Б жественное добро! И мне удавалось забыть о своей тоске и страхе, а тело тем временем одолело болезнь...»

Это 11-я глава Игерет Акодеш. В ней Алтер Ребе объясняет, что такое настоящая вера. Б-г создал мир из ничего – в Своей великой мудрости, которую мы не можем постичь. Если глубоко вдуматься и осознать, что мы сделаны из ничего, и каждую секунду Б-г продолжает нас творить и поддерживать наше существование, - как мы сможем сказать, что нам плохо? Он – источник нашей жизни и всяческого блага. Ничего плохого не спускается Свыше. Просто мы ограниченны в нашем восприятии, и многое в жизни воспринимаем как страдание. Но тот, кто по-настоящему верит в мудрость и справедливость Творца, понимает, что все происходящее с ним – лишь часть гигантской мозаики, великого Б-жественного плана, цель и сущность которого – добро.

Помогут ли эти рассуждения страдающему человеку? Я не знаю. Тому, большому хасиду, - помогло.

«Помогает понимание: Он знает, что делает».

- А что поможет нам, обычным людям?

- Когда я лежал в больнице, то посмотрел видеоролик, который произвел на меня сильное впечатление.

Хасид рассказывал историю, случившуюся несколько десятилетий назад. Он жил в Нью-Йорке, а его родители – в Бней-Браке. Международная телефонная связь была не так распространена. Как-то в четверг он получил телеграмму о том, что с его отцом случился инфаркт. А отправлена телеграмма была еще в воскресенье. Что с отцом? Жив ли он? В перевернутом состоянии этот человек побежал и написал Ребе: «Я просто не знаю, что мне думать». Уже через час Ребе передал ему ответ: «Я удивлен. Что значит – о чем думать? Наши учителя велели нам: думай хорошо, и будет хорошо!».

Вскоре этот хасид получил известие от брата: «Отец вне опасности». Он снова побежал к Ребе: «Слава Б-гу, отцу лучше!». Ребе спросил: «И когда же наступило улучшение?» - «В тот самый четверг, когда я написал вам письмо и прочитал ваш ответ!». Ребе лишь улыбнулся и сказал: «Пусть будет здоров».

Что мы учим из этой майсы? Ребе не сказал хасиду: «я сделал чудо». Он сказал: «Ты сам изменил ситуацию. Ты начал верить в лучшее, и это помогло отцу».

Это майса о том, как важен оптимизм. Ведь нет ничего хуже, чем потеря надежды. Надо просто верить во Вс-вышнего. В то, что Он знает, что делает, а, главное, – в то, что в конечном счете все происходящее приводит к добру. Ну а наша задача – стать лучше. Например, взять на себя дополнительные заповеди, женщинам – начать зажигать субботние свечи, мужчинам – больше учить Тору.

«Тот же Б-г, Который повелел нам молиться в миньяне, сейчас говорит, что этого не надо делать»

- Что еще советуют мудрецы относительно того, как вести себя во время эпидемии?

- По законам Торы, человек обязан беречь свою жизнь и здоровье.

Мы должны слушать то, что говорят врачи и представители власти: это закон Торы!

Выдающийся ашкеназский законоучитель Рамо, автор Шулхан Аруха, пишет: «Когда наступает мор, надо бежать из города. И делать это надо в самом начале, пока болезнь не распространилась». Это аналог сегодняшней самоизоляции. 500 лет тому назад были совсем другие жилищные условия, и изоляция в домах была невозможна – поэтому мудрецы советовали уйти в лес, в пустыню, туда, где рядом нет других людей.

Я читал любопытный факт: в 1623 году в Европе была эпидемия, и некий священник запретил людям покидать город: «Если Б-г хочет наказать нас, нельзя этому мешать». Еврейский подход иной: можно и нужно спасать свою жизнь.

Сейчас Министерство здравоохранения Израиля разрешило собирать миньяны. Но многие раввины говорят: «Все равно сидите дома. Жизнь и безопасность важнее общественной молитвы».

- Каждый день приходят известия о смерти больших раввинов, глав поколения. Как это понять и осознать?

- В еврейских районах Нью-Йорка происходит настоящая трагедия. Лейквуд, Краун Хайтс... Это места, где живут ортодоксальные евреи, хасиды. Там смерть на каждой улице. Хорошо знакомые, известные в еврейском мире люди. За последние недели много раввинов, уважаемых людей, проживших праведную жизнь, ушло из этого мира.

И это факт. Почему так?

С практической точки зрения это легко объяснить. Вы знаете, что такое жизнь ортодокса? Моему тестю 78 лет. Последние 65 лет, с возраста бар-мицвы, он не пропустил ни одного шахарита в миньяне. Ни разу не проспал. Когда ему предстоит авиаперелет, он всегда выбирает рейсы так, чтобы помолиться в миньяне, даже если билет обойдется намного дороже.

За последние десятки лет он каждый день окунался в микву. Он не фанатик, он просто верующий еврей. Когда начались ограничения, связанные с карантином, для него это был шок, кошмарный сон. Как это - не молиться в синагоге? А где? Дома? А это как? Наверное, это можно сравнить с тем, что пережил бы светский человек, лишившись интернета.

Ну а что такое миньян в синагогах Нью-Йорка или Бней-Брака? Это тысячи людей, которые молятся бок о бок. В ортодоксальном мире люди тесно связаны друг с другом. Если заболеет светский житель Тель-Авива, он принесет вирус своим двоим детям. А у ортодокса из Бней-Брака детей 12, и все живут в тесной квартирке... Все вместе и вызвало эту ситуацию. Люди начали умирать.

Кого и почему забирает Б-г? Мы не знаем. Но нам и никогда не было дано этого знать – ни сегодня, ни вчера, ни тысячу лет назад.

Почему мы не можем молиться в миньяне? Этого мы тоже не знаем. Но очевидно, что сейчас Тот самый Б-г, который повелел нам молиться в миньяне, говорит, что сейчас этого не надо делать. Мы просто выполняем Его волю.

И это возвращает нас к началу разговора. Нужно просто понять, что происходящее – некий знак. И спрашивать не «почему», а «что еще я могу сделать».

«Человек... кому нужен человек?»

Может быть, от нас хотят, чтобы мы ощутили: не все в наших руках? Начали ценить то, что имели?

Известный израильский певец Ханан Бен Ари написал об эпидемии короны песню, где есть такие слова:

«А мы думали, что победили все, возвели башни до Небес. Человек... кому нужен человек?»

В этом что-то есть. Еще в больнице, когда мне стало лучше, я начал проводить онлайн-уроки для ребят из СТАРС и рассказал им о духовной сущности Мицраима – Египта. Это такой образ мыслей и состояние общества, когда ложные ценности, мишура становятся дороже человеческой жизни. Недавно кто-то из итальянцев сказал: «У нас прекрасный футбол. Сколько стоит футбольная звезда? Десятки миллионов долларов в год? Так давайте у нас будет меньше на одного футболиста, а деньги мы отдадим студентам-медикам, купим дыхательные аппараты! Но нет, человечество считает иначе! Нам важнее футбол, чем врачи, и поэтому люди умирают».

Нам кажется, что все в наших руках, все должно блестеть и сверкать. И тут приходит какой-то вирус – и мы понимаем, что на самом-то деле важны очень простые вещи: например, иметь здоровые легкие и уметь дышать.

Повторюсь: мы не ищем виноватых. Но, может быть, человечество действительно зашло не туда? Вирус как будто бы говорит нам: оставайтесь дома, будьте со своими семьями, обратите внимание на детей. Подумайте о том, что действительно важно.

...Мир обязательно изменится. На многие вещи человечество посмотрит иначе. Но все закончится хорошо. Тяжелое время пройдет, и мы будем дальше улыбаться, жить и верить. Это абсолютно точно так.

Песня Ханана бен Ари «Гаагуим ливней Адам» («Тоска по людям»)

Перевод песни

«С улыбкой под медицинской маской»

- Расскажите, пожалуйста, о Вашем собственном опыте. О том, как Вы лечились и соблюдали Тору в больнице.

- Я заболел на исходе Пурима. Через неделю госпитализировали меня, потом жену. Дети, слава Б-гу, остались здоровы.

Старшая дочка и зять, которые были у нас в гостях, попали в больницу уже в Израиле, но слава Б-гу, без особых проблем.

У меня было двустороннее воспаление легких. Очень странно, но все тесты на коронавирус показали отрицательный результат...

Я хочу воспользоваться случаем и поблагодарить врачей Боткинской больницы. Они очень хорошо ко мне относились, проявили заботу и высочайший профессионализм. Не могу сказать ничего, кроме слов огромной благодарности.

Я поначалу беспокоился, как быть с питанием в условиях инфекционной больницы.

Безусловно, по галахе, если что-то нужно для спасения жизни и здоровья больного, все позволено. Нужно связаться с раввином и уточнить, как быть в каждой конкретной ситуации. Но в моей ситуации никаких проблем не возникло. Врачи и медсестры проявили удивительное понимание и чуткость. Не нужно было их ни в чем убеждать – они сразу разрешили, чтобы нам привозили кошерную пищу. Мне нельзя было выходить из палаты, и медсестры специально спускались на первый этаж, чтобы забрать у водителя приготовленную для меня в еврейской общине еду, – без малейшего недовольства, с улыбкой под медицинской маской.

Я благодарен за заботу раввину Берлу Лазару, раввину Менахему-Мендлу Певзнеру, Марку Давидовичу Грубаргу (он принял все это очень близко к сердцу, лично был на связи с главным врачом больницы) и другим членам нашей общины – за звонки и участие, за помощь с кошерной едой, которую отправляли не только нам в больницу, но и домой – детям. Мне было приятно ощутить себя частью теплой, уютной, дружной общины.

Беседовала Анна Бродоцкая


Читайте также:

Синагога передала обеды врачам больницы им. Боткина


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину