Все проекты
Общину поддержали 30795 раз

Самые «неловкие» главы Торы

Белла Слуцкин о том, как читать и понимать части Торы, посвященные проказе и прочим неприятным физиологическим явлениям.

Нацив из Воложина отмечает, что именно главы Тазриа и Мецора требуют усиленного изучения. «Говорите сынам Израиля и скажите им». И это вызывает удивление. Довольно неприятные главы, с множеством физиологических подробностей. Проказа. Мужские истечения. Женские кровотечения. Вот же буквально недавно в главе Шмини мы учили о высоких порывах человека соединиться с Творцом ценой самопожертвования. Или в книге Шмот о такой готовности евреев жертвовать на Мишкан, что их надо было останавливать специальным приказом. Но о тех главах не сказано «И говорите и скажите», а об истечениях из плоти сказано.

Как говорить «об этом» с детьми?

Нацив говорит, что человек хочет эти главы пролистнуть как можно скорее. Да и вообще странно, что детишки Тору начинают учить именно с книги Ваикра. Помню, как я бегала глазами по потолку, чтоб найти подходящие слова, объяснить ребенку, что это за истечения такие. Но, к моему удивлению, им нравилось это учить. Они задавали осмысленные вопросы. В том числе и в отношении жертвоприношений. А вот в главах о «высоком» смотрели печально вдаль. И детей ничуть не смущала «щепетильность» тем и «неудобство» вопросов. Это смущало меня. Как в эденском саду до греха: «Были наги и не смущались», пока не раскрылись глаза их. Возможно, это и имеет ввиду Нацив из Воложина. В этих темах нет ничего стыдного. Стыдного не может быть в слове Творца. Тора дана живому народу, чтоб мы ею жили. Любое, даже самое маленькое, лицемерие превращает святое в жалкое. Такому верить невозможно. Патетика уничтожает живое. Тот самый человек, который готов умереть ради минуты соединения со Всевышним, вот он же имеет истечения и может быть покрыт проказой. Помните руку Моше в книге Шмот? Белую от проказы, как снег? И это Моше, которому не было и не будет подобного никогда. Который «лицом к лицу» говорил с Творцом. Мы ведь знакомы с этой двойственностью. Каждый из нас.

Очищение от греха: птица мертвая и птица живая

После того, как коэн, и только коэн, определил проказу, человек должен был остаться один, вне стана. Когда проказа проходила, коэн должен был очистить этого человека и вернуть к людям. Именно коэн, а не лекарь. Даже Рамбам согласен с неестественностью этого заболевания. Вот об этом очищении и рассказывает Тора в главе «Мецора».

«И прикажет священник взять для очищения двух птиц. И кедрового дерева, и червленую нить, и эзова...». Раши, который вообще-то не любит символических обьяснений, трактует это место именно символически. Поскольку проказа – это наказание за грех злословия, для очищения требуются две птицы, которые все время чирикают. Кедр (высокое дерево) – поскольку язвы являются наказанием за гордыню. Червленная нить (шерсть, окрашенная кровью червя) и эзов (низкое растение): чтобы излечиться, нужно уменьшить свою гордыню. Стать как червь, как эзов.

«И прикажет священник зарезать 1 птицу над глинянным сосудом над живою водой. Живую же птицу возьмет с кедровым деревом и с червленой нитью и с эзовом и обмакнет в кровь птицы зарезанной над живою водой. И покропит очищаемого семь раз, и отпустит живую птицу в поле». Опять эта двойственность: самое высокое и самое низкое. Кедр и эзов. Кровь и живая вода. Шерсть и червь. И главное – две птицы: одна убита, вторая свободна. Довольно страшное зрелище. Маараль говорит, что человек получает искупление лишь потому, что исполняет эту заповедь. И не следует пытаться эту заповедь понять. Рамбам считает иначе. Он говорит так: человек видит то, что делает коэн, и это должно произвести впечатление. Слово «человек» и «воображение» в иврите родственные. К сожалению, не все в этом мире можно исправить, и человек в состоянии это понять. Сила человека – создавать. Он же может и уничтожать. Птица мертва. Но кое-что сделать можно. Другая-то птица улетела. Окунутая в кровь – но над живой водой.

Тора не говорит абстрактными понятиями. Тора – это не философия. Она говорит конкретно. Ты можешь убивать, в том числе и языком. Ты можешь и лететь. У твоих поступков есть последствия. Частично необратимые. Всевышний искупит тебя. Но миру нанесен ущерб. Выбор за тобой.

Не дай разрушить твой дом

Еще одна тема главы «Мецора» – проказа на доме. Проказа начинается постепенно: с одного камня, потом стена, а лишь потом – весь дом. На каждом этапе в твоих руках остановить разрушение собственного дома. Ведь требование его уничтожить приходит лишь в конце. Когда спасать уже нечего. Птица зарезана. Сфорно напоминает нам: человек единственный в этом мире, у кого есть выбор. Останови язык свой от злословия – и дом надо будет лишь перештукатурить или заменить несколько камней. Не остановишь – и дом придется разрушить. Диалог между тобой и Творцом происходит именно сейчас. А если ты этого не слышишь, то ты отказываешься от «ашгаха пратит», «Б-жественного провидения» в своей собственной жизни. Так тоже можно. Но тогда ты подчинен природе – целиком. В закономерности нет свободы. Гниение в природе – необратимый процесс. Но без свободы нет смысла в тебе. Ты ведь тот, кто выбирает. Если нет выбора – зачем ты?

Об авторе

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину