11.10.2016
Йом Кипур: давайте двигаться!
Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер о самом святом дне в году
Знакомый раввин как-то рассказал мне, что самый важный урок, касающийся Йом Кипура, получил от одного из своих прихожан. Это был молодой инженер, только что завершивший курс повышения квалификации. Дело было в канун Рош Ашана. Раввин подошел его поздравить – а тот еле разговаривает от огорчения. В чем дело? «Понимаете, мне так нравилось учиться, я каждый день узнавал что-то новое. А теперь – все», – объяснил свое состояние молодой человек.
На самом деле, такой взгляд на жизнь имеет непосредственное отношение к Йом Кипуру.
Постараюсь объяснить.
В одной из центральных молитв Йом Кипура, в молитве мусаф, приводится рассказ о праздничной службе во времена Храма. Сказано, что в Йом Кипур Первосвященник облачался в белые одежды. Причем одежды эти нельзя было использовать дважды: каждый год для Первосвященника изготавливался новый комплект. Почему? Дорогостоящая праздничная одежда, которая используется только один раз, – какой в этом смысл?
Вообще говоря, еврейский подход к жизни не одобряет пустого расточительства. Есть запрет выкидывать хорошие вещи. В Торе отдельно оговаривается, что, если вы идете на войну, то нельзя вырубать деревья – ведь они еще послужат людям! Да и любая еврейская мама подтвердит, что остатки от ужина вполне пригодятся для завтрака!
Это противоречие разъясняет Любавический Ребе. Почему Первосвященник в Йом Кипур не мог надевать прошлогодние одежды? Потому что сам он с прошлого года стал совсем другим: умнее, взрослее, опытнее. Ведь человек беспрерывно развивается. Белые одежды Первосвященника, обновляющиеся каждый год, символизируют постоянное развитие, неуклонное приобретение новых знаний и опыта.
Человек по природе своей стремится к постоянному росту. В первую очередь, надо сказать, это проявляется в материальной сфере: бизнесмен хочет развивать свой бизнес, работник – зарабатывать больше. Но как раз относительно материального достатка в Мишне сказано: «Кто богат? Тот, кто доволен своей долей». К сожалению, многие из нас понимают это поучение диаметрально противоположным способом – так, как будто бы оно относится к нашей духовной жизни. «Я хожу в Синагогу раз в году – для общения с Вс-вышним мне этого вполне достаточно», – говорит себе человек. Но ведь на самом деле должно быть все наоборот: Тора учит нас в материальной сфере довольствоваться тем, что есть, а вот в сфере духовной все время стремиться вперед.
Мы как раз только что читали недельную главу Ваелех («И пошел») – в ней говорится о последнем дне жизни Моше. А повествование о жизни Авраама начинается с главы Лех Леха («Иди себе»). Наши великие предки никогда не стояли на месте, все время двигались вперед. В этом заключается важный урок для всех нас.
Дай Б-г, чтобы в наступившем году мы посвящали больше времени своим духовным потребностям: приходие в Синагогу, находите время для уроков Торы и добрых дел – и Вс-вышний даст Вам год, полный успехов и благополучия, и материального, и духовного.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2