Все проекты
Общину поддержали 31245 раз

Синтез лидера: кто может возглавить еврейский народ?

Евреи на пороге Земли Израиля. Кто станет их лидером после Моше? Ревнитель и идеалист Пинхас? Великий, но ослепленный страстью Зимри? Нет. Нужен тот, кто объединит в себе обоих. О том, как происходил синтез лидера, рассказывает Белла Слуцкин.

Синтез лидера: кто может возглавить еврейский народ?

Глава «Пинхас» — это глава-диалектика. Она полна внутренних противоречий, но противоречий, снимающихся синтезом.

Начало нового мира

Евреи стоят на пороге Земли Израиля. Конец 40-го года пустыни. Аарон и Мирьям умерли. Моше знает, что это его последние дни. Пропадет ман, пропадет вода из колодца Мирьям. Пропадут и облака, защищающие народ от жары днем и хищных зверей ночью. С уходом поколения Моше исчезнет и их мир. Начнется другой мир — почти такой, каким мы его знаем. В нем еще останутся пророчество и чудеса, но когда-нибудь пропадут и они. Ни море, ни Земля не разверзнутся, египтяне и Корах со своими людьми не исчезнут. С этими внутренними и внешними противоречиями надо будет жить. Задолго до Канта Тора нас научила, что тезис и антитезис можно и часто нужно приводить к синтезу.

Коэн как противоречие между вспыльчивостью и милосердием

Предыдущая глава окончилась не только благословением колдуна Билама, но и очередным кризисом. Первый синтез — синтез Лидера. «И начал народ блудодействовать с дочерьми Моава. И приглашали они к жертвам богов своих, и ел народ, и поклонялся божествам их. И увидел Пинхас бен Элазар бен Аарон акоэн... и пронзил их». Пинхас — тезис лидера. Ревнитель. Он сделал то, чего не смог сделать Моше. Для Моше непозволительна страсть. Ведь нет такого закона, чтоб убивать еврея, вступившего в связь с иноплеменной женщиной. Поэтому не выучивают галаху из поступка Пинхаса. Мидраш добавляет, что Моше сомневался, прав ли Пинхас. А народ и вовсе был возмущен его поступком: «Внук Путиэля убил главу колена израилева». Но Всевышний говорит, что не истребил народ Свой именно из-за Пинхаса, и дает ему «завет мира». Мира?! Но ведь ревнитель и мир — вещи несовместные. Между идеальным миром и реальностью, когда те пришли в противоречие, он не колеблясь выбрал идеальный мир. Но 80 первосвященников Первого Храма и 300 второго будут его потомками. А сам же он назовется «Пинхас акоэн» несколько позже. Когда докажет, что его завет — завет мира. И ревность его — не пища для эго, а ревность за Всевышнего. Когда два колена, Реувен и Гад, оставшиеся по ту сторону Ярдена, и станут заниматься идолопоклонством, все остальные колена пойдут на них войной, именно Пинхас не допустит кровопролития и тогда его назовут в книге Иошуа «Пинхас акоэн».

Пинхас — сын Элазара, сына Аарона из колена Леви. В свое время Леви поступил подобным образом, когда заступился за честь сестры Дины. Но о потомке Леви — Аароне мы знаем, что он человек, воцаряющий мир. Эти противоречия в отношении коэнов мы учим и из Талмуда. С одной стороны, коэны вспыльчивы. С другой — милосердны. Коэн весь день занят тем, что режет животных и кропит их кровью жертвенник — и тот же коэн приходит, чтобы избавить человека от нечистоты; вернуть мир между мужем и женой, когда положение практически безысходное. Эти два противоречия — основа священничества.

Пинхас и Зимри: две противоположности

Второй вид лидерства — Зимри. Он глава колена. Он не просто позволил себе вступить в запрещенную связь. Зимри пришел с мидьянской принцесой Козби к Мишкану. Это не слабость: это заявка на лидерство. На идею. Зимри — антитеза Пинхасу.

Если противоречие между идеалом и реальностью Пинхас решает в пользу идеала и готов за идеал и убить, и умереть самому, то Зимри — его полная противоположность. Свою слабость он хочет превратить в норму, а впоследствии и заменить ею идеал. Мидраш рассказывает, что Зимри привел Козби к Моше и задал ему вопрос, на который сам же и дал ответ. «Можно ли мне быть с ней? А если ты скажешь нет, то почему ты женат на мидьянке?» (Ципора — жена Моше была дочерью Итро, мидьянского первосвященника, присоединившегося к еврейскому народу). Зимри ведом страстью. Страсть-лучший манипулятор. Она не рациональна. Антитеза идеальному миру Пинхаса, которому тот стремится подчинить реальность. Мир Зимри иной: нет никакого идеала, всякий идеал можно подчинить требованию моего ощущения, это и есть истина. Прямо постмодерн в степях Моава. Мир не может устоять ни при лидерстве Пинхаса (как нас учит Мишна, непримиримый учитель не может учить), ни с текучей истиной Зимри. Истина должна произрасти из земли. Нужен синтез.

«Да назначит Г-сподь мужа над этой общиной»

И сказал Моше Г-споду, говоря: «Да назначит Г-сподь Б-г духов всех людей мужа над этой общиной. Который бы выходил перед ними и который проходил перед ними. Чтобы не была община господня как овцы, у которых нет пастыря». Объясняет Раши: «Господин мира! Тебе известны мнения каждого человека. И они не похожи друг на друга. Назначь им лидера, который бы мог терпеть каждого. Но Всевышний дает того, кто «может идти ПРОТИВ каждого». Он отвечает на просьбу Моше. Лидер должен брать во внимание всех. Но он должен быть Правителем. Истина имеет много лиц. Но она есть! «Возьми себе Иошуа сына Нуна, человека в котором есть дух. И возложи на него руку свою. Чтобы было в нем величие. Чтобы слушала его община Израиля».

Дух и величие. Синтез между двумя непримиримыми парадигмами: Пинхаса и Зимри. Идеи и реальности. Лидер не может жить оторванной от народа жизнью. Народ его не примет. Как не принял Пинхаса, пока тот не доказал им что его союз — союз мира. Но лидер и не может быть частью стада. Поэтому Моше просит о «пастухе».

Моше и Йеошуа как солнце и луна

И Моше не смог ввести народ в землю Израиля. «Лицо Моше, как солнце», — говорит мидраш. Оно слепит и жжет. Йеошуа — луна, он светит отраженном светом. Луна может уменьшаться и увеличиваться. Ее приближение совместимо с обычной жизнью.

Об авторе

Белла Слуцкин — преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына — солдат и ученик ешивы, дочь — студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки-философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.

Белла Слуцкин


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину