09.08.2019
Храм и любовь
9 Ава мы скорбим о разрушенном Иерусалимском Храме. И каждый день молимся о том, чтобы он был восстановлен. О том, какую роль в истории Храма играют любовь и ненависть, рассказывает Анат Брусиловски.
Храм на месте, где проявилась братская любовь
Раби Исраэль Кушта в своей книге «Микве Исраэль» приводит одно древнее предание.
Когда-то давно жили два брата. В наследство от отца им досталось поле, которое они сообща обрабатывали и засевали пшеницей, а урожай делили поровну.
Однажды вечером старший брат вошел в свой амбар, оглядел мешки с пшеницей и подумал: «Вчера мы закончили собирать урожай и поделили его поровну, как обычно, но может быть это неправильно? Мой младший брат одинок, ни жены у него, ни детей, ему наверняка грустно и скучно. Отнесу-ка я ему мешок пшеницы, чтобы хоть как-то его порадовать».
Взвалил он на плечи самый большой мешок, пересек поле, дошел до амбара своего брата, положил мешок у дверей и с легким сердцем отправился домой.
Младший брат проснулся еще до восхода солнца. Тревожные мысли мешали ему спать: «Зря мы поделили урожай поровну. Я один, а у брата большая семья, ему нужно больше, чем мне». Он вскочил, забежал в амбар, схватил первый попавшийся мешок пшеницы и поспешил через поле к дому своего брата.
Утром оба брата удивились: количество пшеницы в их амбарах было прежним. «Как же так вышло?» – подумал каждый из них и решил в полночь отнести еще один мешок любимому брату.
Той ночью загадка разрешилась. Это произошло в тот момент, когда братья встретились друг с другом на узкой тропинке, пересекающей поле. Посмотрели они друг на друга и все поняли. Тогда скинули они на землю тяжелые мешки и крепко обнялись.
А Всевышний, увидев такое чистое проявление братской любви решил, что на этом самом месте будет построен Храм.
Так началась история святости и любви, которая продолжается по сей день.
Повеление построить Мишкан в знак примирения
На самом деле история Храма началась еще раньше, когда еврейский народ находился в пустыне. Не успели евреи получить Тору, как тут же согрешили и сотворили себе идола – золотого тельца. Всевышний тогда сильно рассердился на евреев, но, благодаря молитвам Моше, простил Свой народ. И в знак примирения Всевышний приказал построить ему Мишкан – переносной Храм, место, где Он будет жить рядом с людьми в этом материальном мире.
Где сердце, там любовь
Подготовку к строительству Первого Храма начал царь Давид – тот, чью династию Всевышний выбрал, чтобы быть царями до прихода Машиаха. Когда Давид хотел купить участок для Храма у евусея Орны, которому он принадлежал, деньги были собраны с каждого из колен Израиля. Давид построил на этом участке жертвенник, а уже его сын Шломо возвел Храм.
Храм был не просто святым местом для евреев, он был символом вечной и безусловной любви между ними и Всевышним, сердцем всей еврейской жизни. Когда еврею было грустно – он шел в Храм, когда ему было весело – он шел в Храм, в Храм человек приносил покаянную жертву, чтобы попросить прощения за грех или мирную жертву, чтобы просто сказать Всевышнему «спасибо».
В книге «Диврей аЯмим» 2:7 Всевышний говорит: «И ныне избрал Я и посвятил Я этот дом, дабы имя Мое было там навеки; и будут очи Мои и сердце Мое там все дни».
Неслучайно так много еврейских заповедей связаны именно с Храмом, и именно в сторону Храма и Иерусалима поворачиваются евреи во время молитвы, в какой бы точке земного шара они ни находились.
Ведь где сердце, там и любовь. Как сказано в Теиллим: «Если забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука».
Разрушение как проявление любви
Возникает вопрос: если Всевышний так любил Храм, то почему же тогда Он его разрушил? На самом деле причиной разрушения Храма также являлась любовь. В мидраше «Эйха Раба» сказано, что разрушение Храма было проявлением любви Всевышнего по отношению к Его народу, ведь Он излил свои гнев и ярость на дерево и камни, из которых был построен Храм, а не на сам народ. ...Когда римляне, захватив Храм, вошли в Святая Святых – в самое сердце Храма, куда было позволено входить первосвященнику только раз в году, в Йом-Кипур, они увидели, как на золотом жертвеннике стоят фигурки двух «крувим» (ангелов) и обнимают друг друга крыльями. Даже Высший гнев не смог отменить Высшую любовь.
И, пусть Храм разрушен, еврейский народ продолжает жить. В мидраше Шмот Раба сказано, что, даже когда Храм разрушен, Б-жественное присутствие не покидает это место. И днем и ночью устремляются евреи к Стене Плача, чтобы излить там свои просьбы и обратиться к Творцу с молитвами.
Беспричинная ненависть и беспричинная любовь
Мудрецы говорят, что Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу. Эта ненависть стала препятствием для существования святого символа любви.
Вот уже две тысячи лет мы ждем, что Храм снова будет отстроен и на сей раз будет стоять вечно. Мы молимся и просим, постимся, даем цдаку, и снова и снова приезжаем в Иерусалим, чтобы погладить теплые вечные камни и ощутить вечную святость.
Однако наши мудрецы учат, что самое главное условие для постройки Третьего Храма – это беспричинная любовь друг к другу. Только любовь поможет отстроить то, что разрушила ненависть.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2