Все проекты
Общину поддержали 30789 раз

Мир строится вокруг Иерусалима

Белла Слуцкин о «белом городе королей», структуре мироздания и единстве еврейского народа.

Мир строится вокруг Иерусалима

Мы начинаем новую книгу Торы — Бемидбар. Воспользуюсь кратким и ясным анализом Абарбанеля.

Чему посвящены первые четыре книги Торы?

Первая книга Б-жественной Торы, Берешит, рассказывает о происхождении сынов Израиля от начала Творения до Египетского рабства.

Вторая книга, Шмот, повествует об изгнании и избавлении: физическом — от рабства, духовном — от путаницы в вере, от которой евреи освободились благодаря Синайскому откровению. О строительстве Мишкана (переносного храма — ред.) — месте Б-жественного присутствия среди народа.

Третья книга, Ваикра, — учение о святости, чистоте и нечистоте, о служении в Мишкане.

Четвертая книга, Бемидбар, — рассказ о том, что происходило в пустыне во время переходов и остановок, о том, что случилось по дороге. О причине, по которой мы задержались там на 40 лет.

Опасности дороги и пересчет народа

Дорога — это иное название кризиса и выхода из него. Это «нигде»: между-, внедомье. Стены не помогут. В дороге, как и в любом кризисе, наиболее ярко проявляешься «ты-сам-по себе». Потом, дома, можно обдумать, что произошло и почему. В дороге надо идти, действовать. Поэтому и Амалек возникает в дороге, когда ты слаб. Амалек — внутренний и внешний — появляется всегда, когда мы по пути в Землю Израиля. Он не дает нам идти.

Приближается кризис. Поэтому первая глава Книги Кризисов начинается с пересчета. Нас посчитали! С пересчетом связаны печальные ассоциации. В двадцатом веке нам ставили номера. Но Тора учит другому принципу пересчета: по «домам отцов». Во второй год выхода из Египта, в первый день второго месяца (Ияр). По семействам их, по отчим домам их. По числу имен. Всех мужчин от 20 лет, поступающих в войско, поголовно. Мы готовимся войти в Землю Израиля.

Мы готовимся к войне за независимость. Но — «Колено Леви не пересчитывай».

Еврейский стан как прообраз структуры мироздания

Вообще книга Бемидбар посвящена в основном левитам. Левиты должны быть при Мишкане. Семейств левитов три: Кеат. Гершон и Мерари. Они будут нести Мишкан. Они будут охранять его, чтоб чужой не зашел и не умер. Мишкан превращается в своего рода передвижную гору Синай. К ней тоже нельзя было приближаться. И там находится шхина (Б-жественное присутствие — ред.).

В стане у каждого свое место и свое предназначение. Целое может существовать только тогда, когда его части функционируют правильно. Кеат отвечает за перенос ковчега, Мерари — досок, Гершон — завес. Они находятся в центре стана. Далее 12 колен разделены по три с каждой стороны. Это называется «дегель». В современном иврите это слово означает «знамя». Но комментаторы пишут, что знамя — это второй смысл; главный же смысл этого слова — «организованный стан». У каждого стана, конечно, есть знамена.

Примерно так же они расселятся потом в Земле Израиля. Соседство неслучайно, цвет и символ знамени неслучаен. Мы все разные. В иудаизме много идентификации, и это замечательно. Каждый — со своей историей, предназначением и характером. Но вместе как единое эта конструкция может существовать лишь вокруг Мишкана. Синайской горы. Именно она — формообразующий фактор. Колено Реувена не стоит просто на юге. Оно стоит на юге относительно Мишкана.

Колена. Камни. Знамена

А вот и знамена их, и соответствующий им камень в нагруднике первосвященника:

Шимон — топаз. Знамя зеленого цвета. На нем изображен Шхем.

Леви — изумруд. Трехцветное бело-черно-красное знамя. На нем изображены урим и тумим (предметы, с помощью которых Первосвященник спрашивал Б-га от имени народа — ред.).

Иуда — карбункул. Знамя небесного цвета. И символ его — Лев. Колено царей.

Иссахар — сапфир. Темно-синее знамя. На нем изображены солнце и луна. О них сказано: «умеющие понимать времена».

Зевулун — алмаз. Белое знамя с кораблем.

Дан — опал. На знамени змея.

Гад — агат. Бело-черное знамя, на нем стан Израилев.

Нафтали. Аметист. Цвет прозрачно-красного вина, и на знамени лань.

Ашер — хризолит. На знамени оливковое дерево.

Йосеф — оникс. Знамя черного цвета; Йосеф разделен на два колена. Эфраим — с быком на знамени, Менаше — с антилопой.

Биньямин — яшма. Знамя Биньямина состоит из 12 цветов. На нем волк. Биньямин — младший. Из-за него было большое противостояние между Йосефом и Йегудой. Сказано в Талмуде: «Шхина находится на территории Биньямина». Иерусалим, белый город королей. Он включает в себя 12 цветов. Он принадлежит нам всем — но только тогда, когда в центре Мишкан — гора Синай в континууме времени. Иначе беда.

Левиты: колено без территории

В конце главы появляется повеление пересчитать и левитов, которые ранее пересчитаны не были. Но их пересчитывают не с 20 лет, а с месяца от рождения. Левиты должны заменить собой первенцев в Храмовой службе. Изначально служить в Храме должны были первенцы всех колен. У каждого колена есть своя доля в Храме: Храм объединяет, а не разделяет. Но после греха Золотого тельца первенцы утратили это право. И тогда священнослужителями стало колено Моше и Аарона, оставшееся верным своим предводителям. Это была жертва. Они потеряли надел, свою причастность к земле. У них нет своей территории. Они охраняют Храм, их надел — там, а остальные колена потеряли свое участие в работе Храма.

Вот что случается, когда страх и привычка заменяют собой здравый смысл. Это очевидность другого порядка. Очевидны гора Синай и обещание Творца. Все остальное — нет.

Об авторе

Белла Слуцкин — преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына — солдат и ученик ешивы, дочь — студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки—философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину