Все проекты
Общину поддержали 31147 раз

Не быть саранчой в своих глазах

Белла Слуцкин о грехе разведчиков, о том, что запускает механизм самоуничтожения и о реальности, которую мы для себя выбираем.

От кризиса к кризису - вот краткое содержание книги «Бемидбар». Левинас пишет, что кризис - это механизм спасения. Как выбивание пробок: иначе был бы пожар.

Страх и неблагодарность: самые низкие струны души

Кризис нашей главы - грех разведчиков. Он начался в прошлой главе кризисом подстрекателей. И неважно, как именно подстрекал сброд наш народ. Темы меняются со временем, причина остается: страх признать другую реальность. Не ту, которая очевидна окружающим нас народам. Это тяжелая ноша - жить в иной реальности. Но это то, что открылось нам на горе Синай. И мы клялись: сделаем!

В Египте были дыни и огурцы, в пустыне - ман. Много слов сказано комментаторами о мане. Он насыщает, имеет вкус желаемой еды; он выпадает ежедневно, кроме субботы. Не нужно в поте лица добывать его: вышел и взял. Но, тем не менее, плакал народ - с подачи подстрекателей, вещавших о дынях и огурцах (которых, между прочим, в Египте как раз и не было). Подстрекатели задействовали самые низкие струны человеческой души: страх и неблагодарность. Страх быть не как все и неблагодарность за то, что тебе дано. Неблагодарность слепит. И вот уже и овощи были так хороши в Египте. И чудо мана никого не впечатляет. Верный путь стать несчастным - перестать замечать то, что тебе дали. Нынешний кризис разведчиков взрос на предыдущем. И, в свою очередь, является причиной будущего - греха аристократии, восстания Кораха. Низкие мотивы есть у всех. Гениальность сброда в способности нащупать слабое место и вовремя надавить.

Зачем были отправлены разведчики?

Как и было обещано, в короткий срок они подходят к границам Эрец Исрвэль.

«И сказал Всевышний Моше, говоря: пошли от себя людей, чтоб они высмотрели землю Кнаанскую».

Рамбан считает, что народ сам попросил Моше послать разведчиков. И Всевышний сказал: шли! Не запретил, не повелел, а сказал. В самом действии не было ничего предосудительного. Вполне разумно, заходя в новую землю и готовясь к войне, послать разведчиков. Рамбан говорит, что Моше хотел преумножить заслуги народа и показать Всевышнему, что народ старается исполнить обещанное ему и проявляет необходимую инициативу. Не только из-за обещания мы войдем в землю, но и потому что сами хотим этого. В руках Всевышнего все - кроме человеческой свободы выбора.

На примере разведчиков мы это видим ясно. Человек влияет на судьбу своим выбором. 40 лет пустыни не были неизбежны, но явились результатом выбора.

Моше не посылает военную разведку. Для военной разведки не надо снаряжать 12 человек - глав колен, аристократию духа - выдающихся людей, поименно перечисленных Торой. Для этого достаточно двух безымянных, как сделает позже Иеошуа Бин Нун. Военный наряд посылается тихо, а не перед лицом всего народа. Опять же, именно так пошлет своих разведчиков Иеошуа.

Моше посылает представительство народа, чтоб они своими глазами увидели, как хороша Земля Обетованная. И вот же, Всевышний все приготовил для ее захвата. Но ничего этого они не увидели. Мотивация была уже изрядно подпорчена сбродом. Механизм самоуничтожения «страх и неблагодарность» запущен.

Две реальности

Три задания даны разведчикам:

1. Увидеть землю и ее плоды; принести от плодов народу.

2. Посмотреть, живет ли местный народ в открытых городах или крепостях.

3. Проверить, силен ли местный народ или слаб.

Разведчики возвращаются с ответом: течет земля молоком и медом, земля действительно хороша, а вот и плоды ее. Поясняет Раши, что в словах их звучало: «Странные плоды. Странная земля».

Что их насторожило в плодах? Огромные, прекрасные.

На второй вопрос они отвечают, что живет народ в крепостях. И не просто народ это, а великаны.

И вывод, который они делают: «Силен народ тот».

Раши объясняет, что Моше научил их правилу: если народ живет в крепостях, то он слабый, потому что боится. А если живет открыто, то сильный. Но они уже не слышали Моше. Страх и неблагодарность лишили их возможности увидеть реальность другого порядка. Дыни и огурцы Египта привычней чудесного мана.

Чуть позже во времена Шмуэля они скажут: «Хотим быть как все». Но были двое, кто в этом не участвовали: Иеошуа и Калев.

Иеошуа не дали говорить. По мнению одних комментаторов, потому что он был учеником Моше, а значит, предвзят. По мнению других, потому, что у него не было сына. Народ счет, что его мнение не заслуживает внимания, ведь воевать-то придется сыновьям - как у всех народов. Вот так быстро была забыта война в Рафидим, в которой евреи побеждали, если руки Моше были подняты к небесам. Вот так они отказались от иной реальности.

Вот две реальности, которую видят люди, глядя на одно и то же! Говорил Калев: «Непременно войдем и завоюем». Разведчики: «Не войдем. Там живут великаны. Огромные укрепленные города. И мы были в глазах своих и их как саранча».

А вот, то что увидели Иеошуа и Калев: «Земля очень, очень хороша. Если благоволит Всевышний, то введет нас в нее и передаст ее нам. Не восставайте и не бойтесь (страх и не благодарность!) от народа того ушла тень (они уже не живы, их время окончено. Все готово к завоеванию).

Вот он - выбор реальности. Какая из них реальней? История покажет, что вторая. Они войдут в эту землю - но через 38 лет, когда все, кто был отравлен рабским страхом и неблагодарностью, умрут в пустыне.

Все это произошло 9 Ава. Левинас говорит, что 9 Ава спасает нас от возрождения рабов и сброда. Дорогой ценой: нас возвращают в пустыню. И не на 38 лет - на тысячи. Но это единственная возможность вспомнить о реальности и вернуться в нее от выдуманных великанов. Великаны тогда великаны, когда ты себе кажешься саранчой и нет Всевышнего среди нас. 2500 лет пустыни. Народ вернулся в реальность - году в 1967. И Иерусалим был отвоеван у семи армий великанов.

У нас всегда выбор между двумя реальностями. Есть Всевышний между нами - мы народ на своей земле. Нет - мы не можем войти в землю: во-первых, столько не живут. Во-вторых, семь армий против одной новорожденной - это «нереально».


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину