Все проекты
Общину поддержали 31238 раз

«Третий лишний»: о еврейском царе и колдунах

Белла Слуцкин о том, каким должно быть государственное устройство с точки зрения еврейского закона; о судьях и монархии, о запрете колдовства

Наша короткая глава рассказывает о государственном устройстве, она же повествует о суевериях, колдовстве, пророках и лжепророках и, наконец, о войне. И все это, разумеется, связано некоторой общей идеей. Но какая идея может связать воедино справедливый суд и заклинание змея?

Что можно перенимать у других народов, а что запрещено?

А вот тут-то как раз и возможность творческого прочтения. С комментариями мудрецов, разумеется. Предлагаю следующую идею: мы помним, что книга «Дварим» (в переводе с иврита «слова», т.е. речь) - наставление Моше евреям перед входом в Святую Землю. Совсем скоро все изменится. Из пустыни, где евреи были у «Б-га за пазухой» и, кроме бешеных амалекитян- вандалов, не встречали больше людей, они зайдут в землю, населенную народами. Которые, надо отметить, во всех вопросах материальной культуры более развиты. И вот тут-то и проблема. Совершенно нормально было бы перенять их культуру и стать цивилизованными кнаанейцами, законопослушными гражданами. Налоги платить, в армию ходить. И это неизбежно. Так было и будет всегда. Вопрос нашей главы - вопрос глобальный. Что можно нам перенимать у соседних народов, а что категорически запрещено? Вопрос соотношения интеграции и собственной национальной самоидентификации. В какой степени нам можно становиться «немцами», а в какой предписано беречь как зеница око «Моисеево вероисповедание»? Здравствуй, эпоха просвещения.

О судьях и суде

«Судей и надсмотрщиков поставь себе» - общечеловеческий завет. В духе царя Хаммурапи. Все тут ясно. Без судебных институтов нет порядка, уголовный кодекс чтить надобно, а без исполнительной власти нет его воплощения. Все как у всех. Но: «Правды, правды ищи, дабы ты жив был и овладел землею, которую Г-сподь Б-г твой дает тебе». А вот это уже наше, кровное. Правдоискание для нас имеет немедленное воплощение в реальности. Правду мы ищем, чтобы жить, и жить на своей земле. Раши объясняет это место так: «обращаться в хороший суд». А какой суд хороший? Такой, который будет способствовать тому, чтоб ты жил на своей земле. По прошествии тысячелетий мы должны были бы заметить, что угроза «если по законам Моим не будете ходить, то рассеет и развеет вас на все стороны света», воплощалась с угрюмой методичностью.

Следование законам - как у всех народов: это необходимое условие цивилизованного общества. Но у наших законов есть еще одна компонента, кроме социальной: «квартирный вопрос». Не следование законам Торы чревато. Нас просто выселят с земли, которую дали на определенных условиях. «Под ключ», так сказать. Уголовный кодекс превращается практически в закон природы. Будешь чтить - будешь жить. Не будешь - пойдешь, солнцем палимый, на все четыре стороны света.

Каким должен быть еврейский царь

«Когда ты придешь в землю, которую Г-сподь Б-г дает тебе, и овладеешь ею и поселишься в ней и скажешь: "Поставлю я над собой царя, подобно всем народам'', то поставь над собой царя». Монархия - дело спорное, особенно для современного человека, который любит быть сам себе головой. Эта спорность, кстати, отражена в Торе. Вот судей назначь, и точка. А с царями все сложно, как с личной жизнью. Во-первых, царя надо попросить. То есть, граждане должны быть достаточно сознательными, чтоб суметь оценить свою слабость и незащищенность. А если граждане просят царя, значит, в мире это принятая форма правления. Получается, что поставить царя - заповедь, но при этом вроде как и «по просьбе населения». (Рав Кук, кстати, считает, что демократия вполне исполняет функции царя). Так почему же пророк Шмуэль так рассердится в будущем, когда народ попросит себе царя? Ответ в нашей главе. Ты попросишь себе царя, подобно всем народам, а над тобой поставят царя, которого изберет Г-сподь. Слышите наш лейтмотив? Комментаторы говорят: царя надо ставить тогда, когда это принято в мире. Но наш царь должен быть лучше. Он должен соответствовать нашим критериям. Чтоб гаремов не заводил и коней. И чтоб Тору себе написал и соблюдал, «дабы приучился он бояться Г-спода, чтоб не возносилось его сердце над братьями, и чтоб не отступал от заповедей». Вы такого царя видели? Особенно во времена, когда монархия - принятый в мире способ правления? Это очень ограниченная монархия. Но - монархия. Пророк Шмуэль осерчал потому, что они как раз этот момент-то и упустили: они просили царя «для нас», как у всех народов. А от них ожидался иной уровень гражданской и теологической ответственности: должны были просить царя «над нами». Так объясняет «Кли Якар». Опять все не как у людей.

О еврейских священниках и запрете колдовства

Далее Тора повествует о духовенстве. У всех народов есть - и у нас, как у всех. Левиты и священники. Но нашим никакого удела в земле не полагается. Никаких вам заводов, газет, пароходов. И купить за деньги левитство нельзя. Оно передается только по наследству. Но мне бы хотелось остановится на другом моменте. Мистика. Духовность, как сегодня любят говорить. Особенные силы, сакральные знания, тайна, покрытая мраком, «там на высях познанья безумье и снег»... Так? Нет! Ничего этого нам делать категорически нельзя. Под страхом смерти. Тора долго перечисляет все виды этих многочисленных «духовностей». Вот некоторые из них:

1. Проводящие сына через огонь

2. Кудесники. Как поясняет Раши: «по посоху своему предсказывающие, отправляться тебе в путь или нет».

3. Чародеи. Как поясняет Раши: «по временам года предсказывающие удачность или неудачность мероприятия».

4. Гадатель.

И все вот это заманчивое в Торе называется «мерзость». И не подумайте, что этих явлений нет. Рамбам и Рамбан столкнулись по этому вопросу на смерть. Рамбан утверждает: все это есть и действует.

Так почему же нам нельзя попастись на полях этой духовности? Потому что «цельным будь пред Г-сподом Б-гом». Цельность предполагает ясный путь. А в конце - цель. И все силы устремлены к цели.

Есть ты. Есть Творец мира, Который дал тебе законы. Поставил царя. Все на своих местах. Остался только ты. Так иди же и займи свое место. Какая тебе разница что говорит посох колдуна? Третий - лишний.

Об авторе

Белла Слуцкин — преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына — солдат и ученик ешивы, дочь — студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки-философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.

Белла Слуцкин


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину