22.06.2023
Поздравляю, вы хабадник! К гимл тамуз – йорцайту Седьмого Любавического Ребе
3 тамуза – или, как еще этот день, называют «Гимел Тамуз» – особая дата для каждого хабадника. Это «йорцайт» Любавичского Ребе – день, когда 29 лет назад его душа покинула этот мир и поднялась на Небеса.
Поэтому каждый год в эту дату мы останавливаем бесконечную гонку будней и посвящаем день тому, что укрепляем свою связь с Ребе. Но зачем? – возможно, спросит кто-то из вас. – Зачем нужно укреплять связь с Ребе? Ребе ведь он «там», а мы «здесь». (И нас и здесь неплохо кормят, стоит заметить).
Чтобы ответить на этот вопрос (и на многие другие), хочу прежде подробнее познакомить вас с личностью Ребе и с тем влиянием, которое он оказал на весь мир. Итак, знакомьтесь, Любавический Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон.
Ребе родился в 1902 году в Екатеринославе (Днепропетровске) в семье раввина города рабби Леви Ицхака Шнеерсона. Свое имя Ребе получил в честь 3-го Любавического Ребе, своего прапрапрадедушки. С самого детства маленький Менахем Мендл обладал исключительными способностями и считался «илуем» – вундеркиндом.
В 1928 году Ребе женился на ребецн Хае-Мушке – дочери шестого Любавического Ребе (Ребе Раяца), и с тех пор на протяжении более 65 лет его жизнь неразрывно была связана с движением Хабад.
«Америка не другая!»
Когда в 1941 году Ребе и ребецн приехали в Америку, спасаясь от нацистов, Ребе Раяц назначил Ребе директором двух основных хабадских организаций – издательства «Кеѓат» и молодежного движения Хабада.
В то время Америка мало напоминала себя современную. Тогда только-только закончилось десятилетие Великой депрессии, страна была наполнена мигрантами, мечтавшими только об одном: заработать себе на кусок хлеба и прожить еще один день. А что касается евреев-беженцев, то все осложнялось еще и кризисом веры вследствие Катастрофы еврейского народа и ужасов войны, от которых невозможно было убежать.
Обо всем этом местные хасиды и главы еврейских общин и пытались рассказать Ребе Раяцу и его молодому зятю, когда они прибыли в Новый Свет. «Ребе, послушайте, – говорили они. – Америка – совсем другая. Здесь людей не интересует иудаизм, Тора или заповеди. Все это осталось там, в охваченной огнем Европе». Но Ребе Раяц в ответ произнес: «Америка из нит андерш» – «Америка не другая».
И, когда через 10 лет Ребе Менахем Мендл Шнеерсон возглавил хасидское движение, в том, что Америка не другая, убедились все. В Нью-Йорке нередки ураганы. Такой уж там климат. Неслучайно именно там Ребе решил сделать штаб-квартиру всего еврейского движения и наполнить Америку и весь мир ураганом (по словам Ребе, «штурмом») святости.
«От него не смог спрятаться ни один еврей»
Когда-то Эли Визель – известный писатель и общественный деятель, Нобелевский лауреат и самый известный человек, переживший Холокост, так сказал о Ребе: «Любавический Ребе одержал самую большую победу над нацистами. Во время войны нацисты хотели уничтожить евреев и искали их везде, где только могли, но тем не менее, многим евреям удалось спрятаться. От Любавического Ребе не смог спрятаться ни один еврей».
Ребе посылал своих эмиссаров – «шалиахов» во все уголки земного шара – даже на те далекие острова, где было всего несколько евреев. Даже в том месте, где был только один еврей, в один прекрасный день появлялась вывеска «Бейт-Хабад» – дом, дверь в который всегда открыта.
Потому что каждый еврей был дорог Ребе. Не зря на святом языке слово «Раби» является аббревиатурой слов «рош бней исраэль» – «голова еврейского народа».
«Где есть кока-кола, там есть Хабад»
Ребе был главой всего, но он не собирался давать покоя своим «рукам» и «ногам» и постоянно напоминал хасидам, что они должны действовать быстрее, выше, сильнее, чтобы наполнить весь мир светом Торы и хасидизмом. Недаром, хабадская молва утверждает, что везде, где есть кока-кола, есть Хабад (более того, Хабад есть даже там, где кока-колы нет).
Если в предыдущих поколениях в еврейском народе было четкое разделение на колена, направления, течения и хасидские дворы, то в эпоху Любавического Ребе все границы, разделяющие евреев, пали, и весь народ объединился и стал одним целым (как минимум, в длинной очереди на получение «доллара благословения» или на аудиенцию с Ребе).
Превратить в хабадника каждого еврея
Стойте, кажется, я увлеклась и так и не ответила вам на вопрос, зачем нам укреплять свою связь с Ребе. И кому именно нужно ее укреплять. Ну насчет «кому» все ясно – конечно же хабадникам.
Кстати, пользуясь случаем, хочу спросить вас: как вы думаете, сколько в мире хабадников?
В 50-е и 60-е годы прошлого столетия хабадники в Израиле устраивали «вечера Хабада». Они арендовали зал торжеств, накрывали столы и делали вход свободным для всех желающих посидеть под вентилятором, выпить лимонада и задать им (часто каверзный) вопрос.
И вот на одном из таких вечеров хабадника на сцене спросили, а сколько вообще в мире хабадников?
Он совершенно не задумываясь, ответил: «До этого вечера или после?»
И на самом деле этот рассказ не про Хабад, а про Любавического Ребе. Потому, что Ребе превращал в хабадника (и в своего посланника) каждого еврея, который слышал о Ребе.
Один молодой человек из хабадской семьи захотел пойти учиться туда, где в то время хабадникам не было принято учиться. Перед этим он отправился на аудиенцию к Ребе и попросил на 4 года «вычеркнуть его из списка хабадников» – отключить его связь с Хабадом (ведь таким образом он бы мог делать, что пожелает). На что Ребе ответил, что парень, конечно, может перестать чувствовать себя связанным с Хабадом и с Ребе, но Хабад и Ребе всегда будут чувствовать его «своим».
Все мы связаны с Ребе (и да, если вы сейчас читаете эту статью, то поздравляю: вы хабадники!
Все мы получаем от Ребе особые силы и благословения.
На всех нас возложена особая миссия – сделать этот мир светлее, ярче, добрее.
Поэтому всем нам 3 тамуза стоит остановиться, задуматься, проверить, прочно ли мы привязаны, а затем снова продолжить свое восхождение к святости.
Чего всем вам и желаю!
Анат Брусиловски
Как провести правильно день гимл тамуз?
Вкратце: зажечь Нер Нешама, уделить время молитве и изучению Торы, дать цдаку
А чтобы узнать подробнее, скачайте эту брошюру!
А еще можно написать письмо Ребе!
Напишите письмо Ребе с просьбой о благословении. Вы можете писать на любом языке и в любой форме.
Для благословения Ребе, принято указывать свое имя и имя матери (например, Моше бен Сара, Рахель бат Лея).
Письмо можно отправить по эл. почте по адресу: [email protected], и оно будет принесено на Оэль Ребе (место упокоения).
На протяжении многих лет Ребе ежедневно получал много личных писем от разных людей, которые писали к Ребе, чтобы получить Его благословение и советы по различным вопросам.
Даже сегодня многие письма отправляются на Оэль Ребе. Мы верим, что благословение Ребе дается нам и сегодня.
В 1950 году, вскоре после ухода предыдущего Ребе, Ребе написал: «Если он останется сильным в своей связи к нему, не обращая внимания на искушение злого начала, и отправит свой вопрос на Оэль Ребе - Ребе найдет способ ответить».
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2