Все проекты
Общину поддержали 30673 раз

Три составляющие «еврейской идеи», или взгляд из «антимира»

Связь с Б-гом, с предками, с Землей Израиля - всего этого Билам не может простить евреям. В «антимире» величайшего пророка-космополита три эти вещи - проклятия. Почему Ницше - последователь Билама и чем для обоих страшна «еврейская идея»? Об этом рассуждает Белла Слуцкин.

Брат не может свидетельствовать в суде в защиту брата. Маараль пишет, что свидетельство должно быть внешним. Пока ты находишься внутри системы, ты часть нее. В этом смысле недельная глава «Балак» замечательна. В ней мы встречаемся с великой личностью, находящейся с нами в разных системах. С неевреем, свидетельствующем о нас. Мы и до этого встречались со свидетельством неевреев. Например, фараон был первым, кто понял, что Сыны Израиля - отдельный народ, а не просто семья из ханаанской земли. Мы помним встречу с Итро - тестем Моше, который «услышал и пришел». И Моше очень хотелось, чтоб он остался. Итро - это взгляд со стороны. Он научил Моше разделить тяжесть управления народом с главами народа. У народов мира нет Торы, но есть мудрость.

Балак и Билам, две стороны одной медали

В этой главе две центральные фигуры: Балак бен Ципор, временный царь Моава, призванный моавитянами из враждебного им Мидьяна, и Билам бен Беор, пророк-нееврей. Глава носит имя «Балак». Мудрецы же ее называют «главой Билама». Две стороны одной медали. Каждый из них по-своему понял «опасность Израиля», то есть, идею, которую несет наш народ, - так же, как в свое время это понял Итро. Поэтому они и удостоились того, что их именем названа глава в Торе.

Моше и Мидьян

Балак был мидьянитянином. Именно в Мидьян убежал Моше от египтян и непрерывно ругающихся друг с другом евреев. Там он встретит Итро - первосвященника мидьянского - и женится на его дочери Ципоре. Кстати, неспроста полное имя царя - Балак бен Ципор; Тора неслучайно упоминает имя его отца, созвучное имени жены Моше. В этой земле Моше хотел остаться и строить свою жизнь вдали от своего народа: и египетского, и еврейского. И те, и другие разочаровали его, и он бежал от них. По словам комментаторов, он понял, за что Всевышний наказал нас рабством и бездомностью. Но Всевышний решает иначе, и Моше приходится вернуться. Останься Моше в Мидьяне, история пошла бы иначе. Ни Сихону, ни Огу, ни Балаку ничто бы не угрожало. Появление евреев, вышедших из Египта, перетасовало политическую карту местности и внесло нежелательный элемент - непознанное. Ведь не одной лишь силой и мечом прорубали евреи себе дорогу в Землю Обетованную.

Балак против «еврейской идеи»

Удивительно, что в книгах пророков и судья Ифтах, и пророк Миха, вспоминая об этом периоде, говорят именно о Балаке, который не вышел на войну, а не о Сихоне и Оге, воевавших с евреями. Пророк Миха говорит: «Народ мой, помни, что советовал сделать Балак, царь Моава». Тут же приходят на ум другие слова: «Помни, что сделал тебе Амалек». И Балак, и Амалек воюют против одного и того же - еврейской идеи. Защищают случайность от рока, знакомое от Непознанного, природу от духа. Право быть сильным от обязанности быть моральным. И вспоминают не Фараона, который топил наших детей, а Балака, который понял, что не физической силой надо воевать с нами. Вступив в физическую схватку, нас можно покалечить, как покалечил ангел Эсава праотца Якова. Как покалечил Фараон, убив наших детей. Но не этого хотел Балак бен Ципор. Он хотел уничтожения идеи, которую чувствовал, но понять не смог. Поэтому он посылает за Биламом - личностью таинственной и значительной: колдуном, пророком. «Всех, кого ты проклянешь, будут прокляты», - обьясняет Балак Биламу его задачу.

Билам и Заратустра

Последний абзац Торы сообщает нам: «Не было больше в Израиле пророка, подобного Моше». А мидраш добавляет: в Израиле не было, а у других народов был: это Билам бен Беор. Вот это да! Билам как Моше! А в одном из мидрашей говорится, что даже сильнее Моше. Такой вот анти-Моше. Анализируя его имя, мудрецы слышат: «Билам - бли ам, без народа». А в имени его отца «бен Беор - бли авар, без прошлого». Идея чистого космополитизма: без роду без племени. Заратустра. Сверхчеловек, хоронящий в дупле и забывающий о месте погребения. Ницше просто-таки «выскакивает из-за угла, как убийца».

Великий пророк, оказавшийся ниже природы

Билам несет ту же идею, что и Балак, но понимает ее куда глубже. Если в своей просьбе проклясть евреев Балак говорит «Народ, вышедший из Египта», то Билам, пересказывая эту просьбу Творцу чуть-чуть изменяет ее: «Этот народ, вышедший Египта». Он все про нас знает. Он знает наших праотцов. Неслучайно мидраш сравнивает его и с Авраамом. Авраамом - учителем. Билам тоже учитель. И тоже восседает на осле. Помните, как Авраам говорит сопровождающим его до горы Мория: «Оставайтесь тут, с ослом, а мы поднимемся». Слово «осел» на святом языке состоит из тех же букв, что и слово «материя». Авраам сумел подняться на другой уровень. И Билам бы мог. Он свободен в своем выборе. И, казалось бы, он выбирает правильно. Несколько раз приходится Балаку посылать за ним. Всевышний не позволяет ему идти, но на третий раз Билам соглашается. Человека такого уровня судят не только по поступкам, но и по намерениям. Билам хотел пойти с Балаком: «человека ведут по той дороге, по которой он хочет». Раши обращает внимание на двойной запрет Биламу: «Не иди с ними и не проклинай». Он как бы озвучивает скрытый от нас диалог между Биламом и Творцом: «Не иди! - Не пойду. Но прокляну. - И не проклянай. -Тогда благословлю». Правда, напоминает внутренний диалог Авраама, шедшего принести в жертву Ицхака? Авраам желал исполнить то, что повелел ему Творец. Билам желал иного.

Поэтому тот, кто сравним с Моше и Авраамом, оказался не только не над природой, но гораздо ниже ее. Он не увидел того, что увидела его ослица. Три раза ангел с мечом появляется перед ними. Ослица видит, а он, пророк, нет. Если любовь путает порядок вещей, то ненависть, антилюбовь, как раз расставляет все по местам. Злодей ниже животного. Он сознательно между животной душой и божественной выбирает животную. Перепалка пророка Билама со своей ослицей слышится почти ироничной. Ангел с мечом нам уже встречался в Торе: он охраняет вход в Ган Эден. Тот, кто выбрал животную душу, должен жить в природном мире. Мера за меру. В природном мире люди не видят ангелов.

Благословения из «антимира»

Желая проклясть, Билам благословляет. По тексту его благословений можно понять, что для нас особенно опасно:

1. «Вот народ отдельно живет и между народами не числится». Тут вспоминает Билам, что он из Арама. Как Лаван - брат Ривки, который не хотел отпускать Якова в землю его. И настаивал на том, что «твои дети - мои, а твое имущество - мое». Будь как я. Живи со мной. Возможно, я даже построю тебе ешиву. Не живи отдельно.

2. «Бог его с ним. Бог вывел их из Египта. Мощь у них, как у дикого быка. Нет ворожбы в Якове и волшебства в Израиле». «Не на кого нам надеяться, только на Отца Небесного», пишет Мишна.

3. «И увидел Израиля, расположившегося по коленам своим. И снизошел на него дух Б-жий. Как хороши шатры твои, Яков, жилища твои, Израиль!»

Пророк без народа и без прошлого. Одинокий гордец, видящий корень зла, благословляет нас жилищами, семьями, принадлежностью к колену и предкам. Три благословения (а в антимире Билама - три проклятия): связь с Землей Израиля - Ам Исраэль. Связь с Б-гом Израиля - Торат Исраэль. И связь с домом Израиля - Эрец Исраэль». Эти любовь и признание в антимире проявляются ненавистью.

Ницше и его взгляд на евреев

У Билама есть последователь - Фридрих Ницше. Никто из неевреев лучше их не понял нашей сути. А нам бы следовало прислушаться: со стороны всегда виднее: «Евреи - это самый замечательный народ мировой истории, потому что они, поставленные перед вопросом: быть или не быть, со внушающей ужас сознательностью предпочли быть... Евреи... самый роковой народ всемирной истории: своими дальнейшими влияниями они... извратили человечество». Ницше боится того же чего и Балак с Биламом: «С той минуты, когда Сократ и Платон начали проповедовать истину и справедливость, они перестали быть греками и сделались евреями».

Об авторе

Белла Слуцкин — преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына — солдат и ученик ешивы, дочь — студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки-философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.

Белла Слуцкин


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину