25 сентября 2017 / 5 тишрея 5778

Йом Кипур 30 сентября

01.03.2017

О чем нужно и о чем нельзя молиться?

На самые часто задаваемые вопросы о молитве отвечает реб Исраэль Фельдшеров

Еврейская молитва Исраэль Фельдшеров– Почему время и тексты молитв регламентированы? Разве молитва не должна идти из глубины души?

– Сущность молитвы – это наша связь с Вс-вышним. Рамбам объясняет, что молитва – это важнейшая заповедь Торы. Она заключается в том, что человек обязан просить у Вс-вышнего необходимые ему вещи – и материальные, и духовные.

Но не все умеют красиво и убедительно излагать свои просьбы. А значит, те, кто не наделен красноречием, оказываются в проигрыше. Поэтому мудрецы и установили порядок молитв, одинаковый для всех.

Но здесь есть и определенная свобода. Например, в молитве «Амида», в благословении «лечащий больных» можно помолиться о здоровье конкретных людей.

И, конечно же, всегда. в любой момент можно обратиться к Вс-вышнему с личной просьбой, идущей от души.

– Не стыдно ли просить у Б-га материальные блага?

– Чтобы ответить на этот вопрос, обращу ваше внимание на довольно странную вещь. Одна из самых важных молитв, «Амида», начинается с воспоминания о заслугах праотцов, восхваления Вс-вышнего, упоминания духовных аспектов подчинения своего эго Творцу. И лишь затем идут «материальные» просьбы: о здоровье, урожае и т.д. Но ведь считается, что в святости нужно «подниматься», а не «спускаться». Почему же так?

Именно этот вопрос рав Элиягу Деслер однажды задал одному из величайших раввинов двадцатого века Хазон Ишу:

Тот на это заметил: «Обычно мудрые люди задают вопрос, на который и так уже знают ответ. Мне интересно, что же об этом думаете сами вы?».

«Наверное, материальная сфера так важна, что к разговору ней нужно подготовиться духовно?», – предположил р. Деслер.

«Скажу больше: порядок здесь вообще не важен, ведь духовность и материальность еврея – это одно и то же», – отозвался Хазон Иш.

Таким образом, просить Б-га о материальном достатке можно и даже необходимо. Другое дело, как просить и для чего? Чтобы Вс-вышний охотно исполнил вашу молитву, не стоит просить о материальных благах в чистом виде. Гораздо лучше молиться об этом, имея в виду какую-то более высокую цель. Например, просить о хорошем заработке, чтобы у вас был изобильный субботний стол. Или о новой просторной квартире, куда можно пригласить много гостей на шабат.

– Можно ли молиться о том, чтобы Вс-вышний наказал наших врагов?

– Если мы верим во Вс-вышнего всем сердцем, то мы не верим во врагов.

Это очень трудно – верить, что все случается по воле Вс-вышнего. В тот момент, когда нам причиняют зло, нас «переклинивает», мы теряем самообладание. Но вот эта простая, будничная вера в то, что все испытания на самом деле посылает нам Б-г, и есть истинно еврейское отношение к жизни.

Вы можете спросить: а как же Теиллим, псалмы Давида? Ведь там постоянно звучит мольба о том, чтобы Вс-вышний покарал наших врагов и преследователей. Но нужно понимать, что это иносказание, на самом деле тут имеются в виду не враги из плоти и крови, а те враги, которые живут в нас, мешают нам учить Тору, исполнять заповеди и поступать по воле Вс-вышнего.

Хасиды перед Йом Кипуром любят рассказывать такую историю. Через много лет после окончания Второй мировой войны по улицам Лондона шел немолодой еврей со своим сыном. Внезапно лицо отца окаменело – он увидел идущего навстречу другого еврея, мужчину своих лет. Сдержанно поздоровался и продолжал свой путь.

- Кто это? – удивился сын.

- Когда-то он был моим лучшим другом, – нехотя ответил отец. Мы жили в Будапеште. Началась война, и я тайно сделал для себя и своей семьи документы, чтобы бежать от немцев. По глупости я рассказал об этом своему другу. На следующий же день он выкрал мои документы и бежал сам. Вся моя семья погибла, я один чудом спасся.

- Почему же ты так спокойно с ним поздоровался? Я бы набросился на него! – сжал кулаки побледневший сын.

- Зачем? Тогда каждый выживал как мог. Невозможно судить о людях по тем поступкам, которые они совершили в то страшное время.

Кому-то показалось бы естественным горячо молиться о наказании вероломного друга. Но настоящий хасид поступает иначе. Он не держит зла на того, кто совершил по отношению к нему подлый поступок, потому что понимает: все, что происходит, посылает нам Вс-вышний.

– Допустимо ли молиться о том, чтобы победить конкурентов?

– По-настоящему богобоязненный человек не будет молиться о своей выгоде, если другому от этого будет плохо. Ведь это противоречит заповеди о любви к ближнему. Наши мудрецы советуют в своих молитвах «делегировать» этот вопрос Вс-вышнему: «Пусть выйдет так, чтобы было хорошо и мне, и ему. Ведь только Ты в Своей мудрости можешь придумать, как сделать это!».



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
20 сентября 2017
19 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011