Все проекты
Общину поддержали 29703 раз

О чем нужно и о чем нельзя молиться?

На самые часто задаваемые вопросы о молитве отвечает реб Исраэль Фельдшеров

Еврейская молитва Исраэль Фельдшеров– Почему время и тексты молитв регламентированы? Разве молитва не должна идти из глубины души?

– Сущность молитвы – это наша связь с Вс-вышним. Рамбам объясняет, что молитва – это важнейшая заповедь Торы. Она заключается в том, что человек обязан просить у Вс-вышнего необходимые ему вещи – и материальные, и духовные.

Но не все умеют красиво и убедительно излагать свои просьбы. А значит, те, кто не наделен красноречием, оказываются в проигрыше. Поэтому мудрецы и установили порядок молитв, одинаковый для всех.

Но здесь есть и определенная свобода. Например, в молитве «Амида», в благословении «лечащий больных» можно помолиться о здоровье конкретных людей.

И, конечно же, всегда. в любой момент можно обратиться к Вс-вышнему с личной просьбой, идущей от души.

– Не стыдно ли просить у Б-га материальные блага?

– Чтобы ответить на этот вопрос, обращу ваше внимание на довольно странную вещь. Одна из самых важных молитв, «Амида», начинается с воспоминания о заслугах праотцов, восхваления Вс-вышнего, упоминания духовных аспектов подчинения своего эго Творцу. И лишь затем идут «материальные» просьбы: о здоровье, урожае и т.д. Но ведь считается, что в святости нужно «подниматься», а не «спускаться». Почему же так?

Именно этот вопрос рав Элиягу Деслер однажды задал одному из величайших раввинов двадцатого века Хазон Ишу:

Тот на это заметил: «Обычно мудрые люди задают вопрос, на который и так уже знают ответ. Мне интересно, что же об этом думаете сами вы?».

«Наверное, материальная сфера так важна, что к разговору ней нужно подготовиться духовно?», – предположил р. Деслер.

«Скажу больше: порядок здесь вообще не важен, ведь духовность и материальность еврея – это одно и то же», – отозвался Хазон Иш.

Таким образом, просить Б-га о материальном достатке можно и даже необходимо. Другое дело, как просить и для чего? Чтобы Вс-вышний охотно исполнил вашу молитву, не стоит просить о материальных благах в чистом виде. Гораздо лучше молиться об этом, имея в виду какую-то более высокую цель. Например, просить о хорошем заработке, чтобы у вас был изобильный субботний стол. Или о новой просторной квартире, куда можно пригласить много гостей на шабат.

– Можно ли молиться о том, чтобы Вс-вышний наказал наших врагов?

– Если мы верим во Вс-вышнего всем сердцем, то мы не верим во врагов.

Это очень трудно – верить, что все случается по воле Вс-вышнего. В тот момент, когда нам причиняют зло, нас «переклинивает», мы теряем самообладание. Но вот эта простая, будничная вера в то, что все испытания на самом деле посылает нам Б-г, и есть истинно еврейское отношение к жизни.

Вы можете спросить: а как же Теиллим, псалмы Давида? Ведь там постоянно звучит мольба о том, чтобы Вс-вышний покарал наших врагов и преследователей. Но нужно понимать, что это иносказание, на самом деле тут имеются в виду не враги из плоти и крови, а те враги, которые живут в нас, мешают нам учить Тору, исполнять заповеди и поступать по воле Вс-вышнего.

Хасиды перед Йом Кипуром любят рассказывать такую историю. Через много лет после окончания Второй мировой войны по улицам Лондона шел немолодой еврей со своим сыном. Внезапно лицо отца окаменело – он увидел идущего навстречу другого еврея, мужчину своих лет. Сдержанно поздоровался и продолжал свой путь.

- Кто это? – удивился сын.

- Когда-то он был моим лучшим другом, – нехотя ответил отец. Мы жили в Будапеште. Началась война, и я тайно сделал для себя и своей семьи документы, чтобы бежать от немцев. По глупости я рассказал об этом своему другу. На следующий же день он выкрал мои документы и бежал сам. Вся моя семья погибла, я один чудом спасся.

- Почему же ты так спокойно с ним поздоровался? Я бы набросился на него! – сжал кулаки побледневший сын.

- Зачем? Тогда каждый выживал как мог. Невозможно судить о людях по тем поступкам, которые они совершили в то страшное время.

Кому-то показалось бы естественным горячо молиться о наказании вероломного друга. Но настоящий хасид поступает иначе. Он не держит зла на того, кто совершил по отношению к нему подлый поступок, потому что понимает: все, что происходит, посылает нам Вс-вышний.

– Допустимо ли молиться о том, чтобы победить конкурентов?

– По-настоящему богобоязненный человек не будет молиться о своей выгоде, если другому от этого будет плохо. Ведь это противоречит заповеди о любви к ближнему. Наши мудрецы советуют в своих молитвах «делегировать» этот вопрос Вс-вышнему: «Пусть выйдет так, чтобы было хорошо и мне, и ему. Ведь только Ты в Своей мудрости можешь придумать, как сделать это!».


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину