11.10.2016
Что бы съесть, чтобы… стать святей?
О том, какие блюда принято готовить и есть до и после поста Йом Кипур, рассказывает Хана Ериш
Есть старая присказка о сути еврейских праздников: «Враги пытались нас уничтожить, но у них ничего не вышло. Давайте же поедим и выпьем в знак благодарности Творцу!»
Йом Кипур – строгий пост – в этом смысле очень не похож на остальные знаменательные даты нашего календаря. Но это только на первый взгляд. На самом деле он, подобно другим праздникам, длится два дня и не обходится без застолья и традиционных блюд.
Праздничная трапеза накануне Йом Кипура
Сказано: кто устраивает обильную трапезу в канун Йом Кипур, тому засчитывается, как будто он постился два дня. Говорят, все дни года Любавичский Ребе ел, пользуясь только одной рукой. Ведь праведнику не пристало выказывать пристрастие к столь материальным явлениям, как прием пищи. Однако, во время праздничной трапезы накануне Йом Кипура – Субботы Суббот – Ребе задействовал обе руки, дабы подчеркнуть, сколь важной, значимой и святой является еда в это время.
Праздничную трапезу устраивают до полудня. После благословения на хлеб окунают халу в мед, хотя соль при этом присутствует на столе.
Разделительная трапеза перед постом
Разделительную трапезу устраивают так, чтобы успеть начать пост с зажиганием свечей, до захода солнца.
Праздничная трапеза после Йом Кипура – залог материального благополучия
После исхода Йом Кипура принято участвовать в большой праздничной трапезе, которая, согласно обычаю, считается приносящей благословение на материальное благополучие в новом году.
Леках – страховка от нищеты |
Медовый пирог – традиционное блюдо, связанное с Йом Кипуром. Его едят утром накануне поста. Причем важно не просто взять и съесть, а попросить леках у другого человека (как правило, в роли дающего выступает раввин общины, а дома – глава семьи). Обычай просить леках объясняется так: если, не дай Б-г, нам суждено в новом году просить пропитание, так пусть это будет кусок сладкого пирога из рук уважаемого человека. И пусть мы таким способом исполним эту обязанность и более ни в чем не будем нуждаться.
Креплах – символ прощения грехов |
Умение евреев наделять высоким смыслом самые будничные явления поистине неисчерпаемо. Об этом есть хасидская история на грани анекдота.
Однажды Шмуэль Мункес (известный хасид и большой шутник) повстречал человека, ехавшего «посмотреть» на Алтер Ребе: настолько ли он праведен, как о нем ходят легенды; так ли мудр и проницателен.
Не в силах упустить возможность подшутить над «разведчиком», Шмуэль Мункес попросил его передать Ребе следующую загадку:
Есть сущность, начало которой заключено в конце, и внутри хаоса и бурления этой сущности формируется и рождается много новых сущностей.
Алтер Ребе спросил: «Автор загадки – Шмуэль Мункес? Передайте ему, что это кастрюля с пельменями!»
Так вот, о пельменях. Креплах – это разновидность пельменей с начинкой из вареного куриного мяса. Едят креплах во время обеих праздничных трапез – до и после поста.
Символика блюда такова: красное мясо заворачиваем в белое тесто с просьбой, чтобы гнев Всевышнего был для нас всегда «окутан» Его добротой.
Как тут не вспомнить известные слова пророка Йешайи: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю.
И здесь меня, как того Шмуэля Мункеса, всегда мучил философский вопрос: почему мясо должно быть именно вареным? Мясо в креплах символизирует гнев; но вареное мясо – разве красное?
Ответ кроется в самом вопросе. Такой, значит, на самом деле, Его гнев на нас: вареный, серый, обесцвеченный и обезжизненный. Так, для видимости и порядка. Чтоб мы тут не распустились, понимаешь ли, как цветы весной.
Сладкого года, легкого поста и – гмар хатима това, хорошей записи в книге Судеб!
Хана Ериш
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2