Все проекты
Общину поддержали 36435 раз

Седер как борьба со злословием

На пасхальном седере мы едим карпас, вареный овощ. Между тем, слово «карпас» означает изделие из шелка. Как эти вещи связаны, и как карпас помогает нам бороться со злословием, рассказывает реб Исроэль Фельдшеров

В Песах мы совершаем духовный Исход из Египта. Но, чтобы выйти из рабства, нужно понять, почему мы туда попали.

Корень египетского рабства – злословие

С событийной точки зрения, египетское рабство началось в тот момент, когда Йосеф был продан братьями в Египет. Это повлекло за собой целую цепь событий, в результате которой в Египте оказалась вся семья Йосефа: его отец; братья с женами и детьми.

Что же касается духовных причин, корень рабства связан со злословием.

Йосеф, любимец отца, приходил к нему и рассказывал ему разные вещи о поведении своих братьев.

Почему братья решили продать Йосефа? Мидраш рассказывает: они решили проверить, действительно ли Йосеф говорит о них «лашон ара», злословие. Сначала они напустили на него собак ведь, как сказано в Мидраше, тех, кто говорит «лашон ара», кидают собакам. Но собаки не тронули Йосефа.

Затем братья вспомнили про специальные одежды, которые любящий отец, Яков, сшил Йосефу. На иврите эти одежды называются «кутонет пасим», буквально – «полосатая рубашка». Но Раши разъясняет, что это была не рубаха, а нашивки на рукава, сделанные из шелка. Яков хотел намекнуть Йосефу: рот создан для того, чтобы из него выходили хорошие, добрые слова – подобно тому, как изо рта шелкового червя выходит драгоценная ткань. И вот братья решили, что эти одежды обеспечивают Йосефу мощную защиту. Поэтому они сняли их с него – и бросили в яму со змеями. Ведь змей – это первый сплетник в истории, и змей обязательно ужалит сплетника. Но змеи тоже не тронули Йосефа.

И, наконец, братья совершили третью проверку: из истории с Кнааном, оговорившим своего отца, они знали, что сплетника продают в рабство. Они подумали: если продажа Йосефа удастся, значит, он виновен в «лашон ара». И вот Йосефа купили проезжавшие торговцы...

(Отметим сразу: Йосеф был праведник, и, если он и рассказывал отцу о том, что делают братья, то только из благих побуждений. И, конечно же, не говорил ничего, кроме правды. Мы не можем судить наших праотцов и до конца понимать смысл их действий, но имеем право учиться на их примере, чтобы не повторять их ошибки).

Итак, корень Египетского рабства – «лашон ара», злословие и сплетни. И путь к выходу из рабства лежит через исправление этого недостатка.

«Первое правило – чтобы рот был закрыт»

В самом начале седера, сразу после кидуша, мы берем карпас – кусочек вареного овоща, окунаем в соленую воду и съедаем. Для чего? В Шулхан Арухе объясняется: чтобы удивить этим необычным действием детей, не дать им заскучать и заснуть. Но есть у карпаса и глубокое символическое значение. На самом деле, во время седера мы исправляем духовные причины рабства. И карпас здесь играет важную роль.

Но что это за слово такое, «карпас»? Оно очень редкое. Кроме пасхальной Агады, мы встречаем его только в «Мегилат Эстер», в описании роскошного пира, который устроил Ахашверош, и убранства царского дворца. В Талмуде объясняется, что «карпас» - это красивый изукрашенный шелк. И «карпас» в пасхальной Агаде – это намек на шелковые одежды Йосефа, т.е., символ злословия, начала египетского рабства. Исправляя грех злословия на пасхальном седере, мы окунаем эти «одежды» – не в кровь, как братья Йосефа, а в соленую воду, «слезы».

Интересно, что наши мудрецы расшифровывают слово «карпас» как аббревиатуру слов: «Клаль ришон пэ сагур» («Первое правило – чтобы рот был закрыт»).

И мы видим, что этим правилом руководствовался Йосеф всю свою дальнейшую жизнь. Все 17 лет, когда он прожил с Яковом в Египте, он старался не оставаться с отцом один на один, чтобы тот не спросил: «Что же на самом деле сделали с тобой братья?». Так Йосеф исправлял свои изъяны, совершенные в юности ошибки.

«Шелк, выходящий изо рта червя»

Но что же: мы должны просто закрыть рот и молчать? Конечно, нет. Наши мудрецы говорят, что молчание – это пассивная борьба со злословием. А вот настоящая, активная борьба – это говорить добрые, хорошие, осмысленные вещи своим близким и всем окружающим. Уподоблять себя «червю, изо рта которого выходит шелк». Тогда в вашем доме будет добро и теплота. И тогда мы наконец выйдем из Египетского рабства, став свободными людьми.


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину