Все проекты
Общину поддержали 31033 раз

Путь к святости: начнем с родителей

Тора говорит: «будьте святыми», но что это значит? Следует ли почитать злого отца? Как связаны между собой три группы заповедей? Рассказывает Белла Слуцкин.

«Говори всей общине сынов Израилевых». Начало главы «Кдошим» отличается от подобных обращений в других главах, где это формулируется так: «говори сынам Израиля». Отмечают комментаторы: главу «Кдошим» Моше передал всей общине сразу, в отличие от других глав, которые передавались в определенном порядке: сначала Аарону, потом сыновьям Аарона, затем старейшинам.

«И говори всей общине Израиля и скажи им: святы будьте, ибо свят Я».

Здесь непонятно все. Почему это должно быть высказано перед всей общиной одновременно, и что значит это требование быть святыми? Не Тора ли нам говорит: «Мои пути – не ваши пути»?

«Будьте святыми»: что это значит?

Ответ в том, что сразу перед всей общиной должно быть высказано именно требование святости.

«По образу и подобию» создал Он нас. Степень возможного приближения определена в главе Торы «Кдошим» («Святые»).

«Кдуша», «святость» определяется комментаторами по-разному. Раши говорит: «Будьте святыми», значит, «отдаляйтесь от запрещенных половых связей». Рамбам же считает, что это означает соблюдение всей Торы.

Стремление к максимальному единству слышится сразу: «Перед всем народом», «Потому что свят Я». И Рамбам, всегда чувствительный к сути заповеди, говорит: «всю Тору». И предписывающие, и запретительные заповеди.

Нет главного и второстепенного в Торе. Нельзя сказать: эта заповедь более важна, а эта менее. Тора – единый акт передачи воли Творца. Отображение мира. Вследствие ее единства человек должен прийти к единству внутри себя, затем со своим народом, потом – со всем человечеством и, наконец, с миром в целом. «Будьте святы» – это требование единства.

Три группы заповедей и их единство

Маараль пишет, что есть три группы заповедей: между человеком и его ближним; между человеком и Всевышним; между человеком и самим собой.

И мне кажется неправильным эти группы противопоставлять. Это приводит к неверным выводам. Например: «Вот лучше б вы не шабат соблюдали, а бедным помогали».

Популизм манипулятивен. Когда в ход идут чувства, на верность вывода не стоит надеяться. Шабат не вызывает личного отношения у людей, не соблюдающих Тору. А бедные – вызывают. К тому же шабат не является одной из общечеловеческих ценностей, принятых в современном мире, а помощь бедным – да. Но не лучше помогать бедным, чем соблюдать шабат. «Будьте святы!». Надо соблюдать шабат и надо помогать бедным. Каждая из категорий заключена в другой. Ворующий нарушает заповедь между человеком и человеком. Но ведь воровать запретил Всевышний, то есть ворующий не соблюдает сказанное Торцом. Значит, нарушает заповедь между человеком и богом. Вместе с тем, совершая этот поступок, он вредит своей душе. Вот и единство заповедей. Единство Торы. Единство Творца, которое было передано единому народу.

В главе «Кдошим» народу передано больше 50 заповедей и заветов. За несоблюдение некоторых полагается наказание, а некоторых – нет. Например, запрет ненавидеть своего ближнего в сердце. Ну какое наказание за это? И, тем не менее, требование быть святым включает в себя и это. Святой в понимании Торы – вовсе не одинокий отшельник, которого тут же рисует наше воображение. Наоборот! Должно быть святым, находясь в самой гуще социальной жизни: тут и отношения между работодателем и подчиненным, и между бедным и состоятельным, и между судьей и подсудимым. Единый Творец. Единая Тора. Единая жизнь. Единая личность.

Этапы на пути к единству

Тора нас учит, как можно прийти к единству.

Прежде всего, постепенно: от самого близкого – к удаленному.

Первая заповедь нашей главы: бойтесь каждый матери своей и отца своего.

Что может быть ближе родителей? И кто может ударить больнее близкого?

Поэтому тут мы учим этот принцип: бойся матери и отца. Любого: хорошего, не очень и вовсе плохого. Это твоя заповедь. Ты обязан. Легко и приятно испытывать уважение и трепет по отношению к достойному человеку. А если он не таков? Если отец жесток, а мать равнодушна? И тут Тора нам отвечает на этот вопрос: «не злословь». Самое близкое надо воспринимать самым близким. Ты ж не злословишь себя: ты все понимаешь. И, если не переделал дурное качество в себе, значит, ты его принимаешь. Прими и это. Сам факт, что они тебе дали жизнь, достаточен, чтоб их не злословить и почитать. Учись быть благодарным за малое и не ожидать, что тебе кто-то что-то должен. Его обязанность – это его обязанность. Твоя – это твоя. Иначе ты будешь всегда несчастлив. Тратя жизнь на ожидания от других, ты не успеешь заняться собой. Бойся и не злословь родителей – таких, какие есть.

И еще мне б хотелось коснуться заповеди «Возлюби ближнего как самого себя. Я твой Б-г».

Мы начали с родителей, а дальше Тора расширяет границы моего Я: «ближний твой».

Кто он, ближний мой? Сосед? Брат? Человек? Помните о поэтапности единства?

Рав Кук пишет, что заповедано мне любить брата своего. Сына моего народа. Я обязан видеть в нем себя. Но цель – распространить эту любовь на все человечество.

Все как внутри семьи. Своей семье я обязана родственным отношением. Соседу – нет. Но было б хорошо, если б я смогла проявить такую эмпатию и к соседу. Но это следующий этап, когда «Я» сможет расширится и до общечеловеческих масштабов. Этому надо учиться. Сложно справиться с собой в отношении самых близких. Поэтому Тора мне это повелевает.

Это только кажется, что любить чужих легко. Легко, пока мы ним равнодушны и ничем им не обязаны. Это никакая не любовь – это видимость. Нельзя распространить свое «Я» на дальних, миновав ближних. Вот против видимостей нас Тора и предупреждает в этой главе.

Об авторе

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину