31.07.2019
Что обо мне подумают другие люди?
С точки зрения еврейского закона, это важный вопрос. Мы обязаны быть безупречными не только по сути, но и в глазах окружающих. Подробности рассказывает раввин Ури Суперфин.
«...И будете чисты перед Вс-вышним и перед Израилем...». Из этого места Торы (глава «Матот») выводится интересная заповедь: мы вести себя так, чтобы не пробуждать у окружающих подозрений в неблаговидных поступках. Вс-вышний хочет, чтобы мы не только избегали грехов, но и даже не давали поводов для подозрений в том, что мы эти грехи совершаем.
Талмуд полон указаний, в каких ситуациях необходимо учитывать, что подумают о тебе посторонние, не заподозрят ли тебя в чем-то недостойном. Немало места уделяется предписаниям, призванным уберечь человека от подозрений во фривольных отношениях с женщинами. Но обязанность быть вне подозрений существует и относительно более легких запретов.
Когда мы обязаны, а когда не обязаны судить «со стороны заслуг»?
Особенно это любопытно в свете другой заповеди, предписывающей судить о ближнем с хорошей стороны. Согласно этой заповеди, окружающие обязаны судить о моих поступках «со стороны заслуг», интерпретируя их в случае сомнений в положительном ключе.
Так, если знакомый при встрече прошел мимо нас с каменным лицом, лучше предположить, что он нас просто не заметил, чем заподозрить его в грубости.
Но если мое поведение возбуждает вполне обоснованное подозрение, окружающим не запрещено воспринимать мои поступки как дурные.
«Подозревающий невиновного будет наказан»
Наши мудрецы говорят: «подозревающий невиновного, — понесет наказание». И это еще больше увеличивает нашу ответственность: если мы даем повод для необоснованных подозрений, из-за нас пострадает тот, кого мы ввели в заблуждение.
Когда надо, а когда не обязательно развеивать сомнения в порядочности ближнего
Если человек необоснованно попал под подозрение, необходимо сделать все, чтобы устранить сомнения в его порядочности. Исключение составляет ситуация с «габаей цдака» — ответственными за сбор пожертвований и их распределение среди бедняков. Из нескольких мест в Талмуде следует, что они не должны беспокоиться, если ходят слухи о том, что они присваивают цдаку. Почему? Ответ прост: такова специфика данной должности — всегда найдутся желающие перемыть косточки тем, кто распоряжается общественными деньгами и распределяет блага. Но задача габая так важна, что он может не обращать внимания на пересуды и продолжать делать свое дело, выполняя волю Творца.
Быть вне подозрений даже в области «человеческих качеств»
Заповедь быть вне подозрений касается не только области «алахи» (законов), но и того, что в наших источниках определяется, как «мидот» — душевные качества человека. В Талмуде приводится история о том, как один мудрец послал другому больше лекарств, чем тот изначально просил, — «чтобы он не сказал про меня, что я скряга».
Найти милость в глазах других людей
В «Биркат а-мазон» — молитве после еды — мы просим у Всевышнего, чтобы нам удалось снискать милость в глазах других, т.е., чтобы мы были симпатичны людям, нравились им. С еврейской точки зрения, важно сосуществовать в гармонии с окружающими нас людьми, и не только не являться для них источником опасений и подозрений, но и, наоборот, доставлять им положительные эмоции.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2