Все проекты
Общину поддержали 30996 раз

Когда бездействие лучше действия?

«Не зажигайте огня...» Огонь - это власть человека над миром. Между людьми и богами в мифологическом сознании идет борьба. И как же сильно отличается еврейский мидраш о получении огня от языческих мифов!» Рассказывает Белла Слуцкин

«Какая выгода человеку от всех трудов его, что он трудится под солнцем? Поколение уходит и поколение приходит, а земля пребывает вечно». Или вот: «Что пользы тому, кто свершает, от того, что он трудится? Все создал Он прекрасным в свое время. Даже вечность вложил в их сердца». Так сказано в свитке «Коэлет» (в русскоязычной традиции Экклезиаст - ред.).

А глава Торы, которую мы читаем на этой неделе, называется «Ваякэль». «Коэлет», «Ваякэль» - в святом языке оба слова происходят от одного корня, означающего «Собрать вместе, воедино». Таких случайностей не бывает. Самый «философский» свиток Писания - и глава, повествующая о техническом исполнении предписаний по возведению Мишкана (переносного Храма - ред.), переданных через Моше Творцом. Казалось бы, две полные противоположности. Но как раз их-то и надо собрать воедино, снять кажущееся противоречие: за противоречиями всегда скрывается ступенька вверх. Надо суметь связать концы. Вернее, понять, где наш разум их разрубил и создал иллюзию множественности в едином мире - отражении единого Творца.

«Не зажигайте огня»

Вся глава «Ваякэль» соткана из таких кажущихся противоречий. Начинается она с предписания соблюдать субботу. Спрашивает Абарбанель: почему именно здесь? Ведь и на горе Синай, и в предыдущих главах нам уже сообщали об этой важной заповеди. И отвечает: человек может подумать, что действие уважительнее бездействия. Потому что достижение цельности - это действие. И, думая так, сыны Израиля решат, что возведение Мишкана отменяет субботу. Деятельность больше свидетельствует о вере, чем бездеятельность. Вот именно поэтому посылает Всевышний Моше передать им: «Но субботы мои соблюдайте. Не зажигайте огня».

Из 39 запрещенных в субботу работ Тора передает нам здесь лишь эту. Добыча огня более любой другой работы символизирует человеческую деятельность. Ведь огонь - это власть человека над миром. Прометей ворует его у богов в греческой мифологии. Гильгамешу помогает добыть огонь один из богов в пику другим. Между людьми и богами в мифологическом сознании существует соперничество, борьба за власть над миром. Как существенно отличается наш мидраш о получении огня от языческих мифов! После изгнания из Ган Эдена свою первую субботу человек провел в страхе и темноте. На исходе субботы Всевышний дает ему огонь Сам. С помощью огня человек сможет совладать со страхом перед животными, у огня можно согреться и приготовить пищу... Поэтому мы на Авдалу (обряд отделения субботы от будней - ред.) зажигаем свечу. Интуитивный страх человека перед силами природы, угадывающий за ними некую метафизическую субстанцию, породил идолопоклонство. Откровение на горе Синай открыло Творца с иной стороны: Отец, полный милосердия: «И вечность вложил в их сердца». Соперничество между Творцом и творимым немыслимо. Зато очевидны любовь и сотрудничество. Любовь порождает доверие, веру в единство Творца. По Его слову делай - по Его слову уклоняйся от деятельности. Суббота - выражение сотрудничества между Отцом и сыном равно в той же степени, как и деятельность. Вот поэтому глава о деятельности человека начинается с указания в седьмой день эту деятельность избегать.

Служить эго или Отцу?

В главе «Ваякэль» в очередной раз повторяется просьба приносить пожертвования на строительство Мишкана. И народ охотно отзывается на эту просьбу. Казалось бы, прекрасно. Счастлив народ, который так легко расстается с побрякушками, чтоб создать дом Творцу. «Сделайте мне Мишкан, и Я буду обитать среди вас».

Но разве главой раньше они уже не «сдавали валюту» на создание Золотого тельца? Обращают на это внимание наши мудрецы: строить тельца - несут кольца. Строить Мишкан - тоже несут! И вот тут Тора нам дает неожиданный ответ. Когда золота стало слишком много, Всевышний повелел прекратить сбор. Повелел!!! Душевный подъем был столь велик, что их надо было заставить не нести. Возникает вопрос: кому они несли это золото? Кому они служат? Своему эго, требующему ощутимый образ, чтоб заглушить страх, как в случае с тельцом, или Всевышнему? Поэтому проверкой был запрет. Тот кто сказал миру достаточно! Остановитесь. Мне больше не надо. И они остановились. Так же, как остановился наш праотец Авраам, занесший нож над Ицхаком.

Высшая точка для реализации религиозного эго - чувство жертвенности. Оттуда можно лишь катиться вниз. К тельцу, к человеческим жертвам. Но они остановились. Они служили Отцу, а не своим страхам, так же, как Авраам. Не пожалел сына своего, единственного, Ицхака для НЕГО. Так был искуплен грех тельца. Не деятельностью, а избеганием ее. Как в субботу.

Где проходит граница излишеств

Много мастеровых требовалось для создания Мишкана: умеющих обращаться с шерстью, кожей, деревом, металлом. Вся эта работа нужна была народу и для будничной жизни. Но среди необходимого ремесла было и то, без чего вполне можно выжить. Эстетика не нужна для того, чтоб не остаться голодным или без одежды. И, тем не менее, она имела место в Храме тоже.

Спрашивает Рамбан: но ведь наслаждение излишествами может привести к дурным последствиям. Почему Всевышний не поставил границы?

Ответ таков: потому, что границы должны они поставить себе сами. Разные времена требуют разных наслаждений. Иногда больше, иногда меньше. А проверкой этих границ служит вопрос: «С каким намерением ты это делаешь? Кому ты служишь?». Есть время делать, есть время уклоняться от деятельности.

«И принесли мастеровые все, что создали». И стал Мишкан единым. Мидраши говорят о том, что Мишкан - это модель мира. Всевышний творит единый мир. Человек делает единый дом Творцу. Потому, что по образу и подобию создан.

А остальное все - «суета и томление духа».

Об авторе

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину