Все проекты
Общину поддержали 30137 раз

«И пошел Моше…»

Белла Слуцкин о том, кто считается живым, а кто мертвым; о последних днях Моше и о том, что объединяет еврейский народ.

«Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое... ибо Он - жизнь твоя и долгота дней твоих, в кои пребывать тебе на земле, которую клялся Г-сподь отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Якову, дать им. И пошел Моше...»

«Идущие», «стоящие» и «сидящие»

В хасидском учении Человек называется «идущим» в противоположность ангелам, которые названы «стоящие». А ведь есть еще третье состояние – «сидящие». Мы о нем читали в главе о разведчиках. Они говорят: «земля, пожирающая сидящих на ней». Как будто к концу повествования Торы мы вернулись в самое ее начало. К главе о творении человека.

Ангелы не динамичны. У них отсутствует свобода выбора. Поэтому они стоят. Нет у них ни падения, ни взлета. А вот человек стоять не может. Он либо идет, либо сидит. «Избери жизнь», или пожрет тебя земля, на которой ты будешь сидеть. Стоять ты не можешь. Ужас этого состояния в том, что крайне сложно понять, что оно - смерть. Мы ведь сидим, едим, по сторонам смотрим. Видим вокруг себя точно таких же людей - живущих как мы, сидя на земле. Что не так? Земля нас уже частично пожрала в минуту рождения: не по своей воле человек рождается. Мы брошены в нее, как зерно. «И создал Го-сподь Б-г человека из праха земного». Мы сами земля. Но: «вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым». Выбор между жизнью и смертью - это выбор между землей, на которой сидишь и в которую не заметишь, как вернешься, - и человеком идущим, существом живым, по образу и подобию созданным. Между сидящим и идущим такая же разница, как между самкой и самцом - и Адамом с Хавой. Между прахом земным и дыханием Творца. Между перманентно умирающим и вечно живым.

«Крепитесь и мужайтесь»

В свой последний день «и пошел Моше». Смерть - это не причина не идти. Умирает только то, что пожрала земля. Ужас начинается, когда на вопрос «а останется ли от меня то, что сможет идти», ответа нет.

Кли Якар пишет, что Моше пошел к каждому в шатер попрощаться. Не считал возможным обременять никого тем, чтоб пришли к нему. Самый живой из всех людей оказался самым скромным. Так бывает, когда «лицом к лицу говоришь с Творцом». Что мы, что наша жизнь, что наша праведность?

«Крепитесь и мужайтесь». Эти слова Моше говорит перед смертью дважды: один раз народу, второй -своему приемнику Иошуа. «Не бойтесь и не страшитесь их, ибо Г-сподь Б-г твой Сам пойдет перед тобою. Он не отступит от тебя». Это тяжелое пророчество. Значит, будет чего бояться и страшиться и нам, и главам народа. И моменты, когда кажется, что Б-г отступил от нас, тоже будут. И будет Тьма и ужас. Иначе зачем бы Моше говорил это. И моменты эти будут длиться столетиями. А мы все идем, как Моше рабейну перед смертью.

«Собери весь Израиль...»

Последнее распоряжение Моше в этом мире: раз в семь лет, по окончании Седьмого года, в праздник Суккот, когда все придут в храм, «читай учение это перед всем Израилем. Собери их».

Пишет Рамбам: это повелительная заповедь - собрать весь Израиль, мужчин женщин и детей. На исходе седьмого года, когда поднимутся они паломниками читать из Торы главы, которые усиливают желание соблюдать заповеди и укрепляют веру, как будто сейчас обязались они перед Всевышним.

Интересен порядок действий: сначала читай, а потом собери.

Согласно Рамбаму, заповедь «И собери» - как бы возвращение к горе Синай. Раз в семь лет. И дети, которые не были там, должны это ощутить. На горе Синай мы стали народом, услышав «Я твой Б-г». С нами все не так, как с другими: мы сначала услышали, а потом собрались.

Что объединяет еврейский народ

Народ объединяет изначально некая общность: земля, язык.

И вот стою я напротив своей подруги из Марокко. И она поет мне песню своего детства, которую пела ей ее бабушка Хасиба из Касабланки. Эта сложная восточная мелодия не вызывает у меня никаких ассоциаций. На фотографии я вижу ее бабушку в марокканской одежде, на фоне незнакомого мне пейзажа. На узкой восточной улочке, которую до сих пор марокканцы называют «еврейской». Между ней и моей бабушкой из Шепетовки не было ничего общего. Ни языка, ни культуры, ни места проживания... Пока не осознаешь, что Бабушка Хасиба и Бабушка Сарал постились в один и тот же день. Зажигали субботние свечи со своими мамами в один день, в их синагогах читали одну и ту же недельную главу. И обе готовили приданое своим внучкам, которым было не суждено им воспользоваться. Они так и умерли, не подозревая о существовании друг друга. Но ведь я и моя подруга живем и обе понимаем, благодаря чему мы говорим на одном языке и поем один и тот же гимн. Я русская, она марокканка. И мы обе еврейки.

Между нами не было бы ничего общего, если б наши бабушки сначала не услышали то, что записал Моше. В одном из хасидских объяснений стиха «И пошел Моше» говорится о том, что Моше пошел уже после своей смерти. К каждому в дом. В каждом поколении. Потому что если мы не услышим слова этого учения, наши внуки не соберутся. «Ибо Он - жизнь твоя и долгота дней твоих».

Это важно помнить перед Йом Кипуром.

Об авторе

Белла Слуцкин — преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына — солдат и ученик ешивы, дочь — студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки-философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.

Белла Слуцкин


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину