Все проекты
Общину поддержали 30129 раз

Грешник или будущий Первосвященник?

Раввин Ури Суперфин разбирает непростую историю бунта Кораха в свете источников Каббалы и хасидизма.

Бунт Кораха - что это было: попытка переворота или поступок во имя Небес? В чем была ошибка бунтаря, что такое «мера суда» и «мера милосердия», как понимать слова мудрецов о том, что Корах станет первосвященником? В этой сложной истории разбирается раввин Ури Суперфин, используя каббалистические и хасидские источники. Саму историю бунта можно освежить в памяти тут.

«И отделился Корах...» Раби Буним из Пшисхи шутливо замечает: в каждой недельной главе раввин должен найти какую-то связь с актуальностью, и не всегда это легко. Однако с нашей недельной главой - никаких проблем! В общине всегда найдется какая-нибудь дрязга, застарелая ссора, и мораль нашей недельной главы, увы, всегда актуальна. Впрочем, о неприемлемости раздоров уже написаны фолианты, а наша задача сейчас иная: показать главных героев истории о Корахе в таком свете, в каком они предстают в книгах по хасидизму.

Разумный спор или попытка переворота?

В «Пиркей авот» написано: «Каждый спор во славу Творца вечен, а тот, что не преследует целью славу Творца, - преходящ. Пример спора во славу Творца - спор Гиллеля и Шамая, пример спора не во славу Творца - спор Кораха с его соратниками». Со спорами Гиллеля и Шамая все ясно: мнения обоих приведены в Талмуде, являются частью Устной Торы, изучаются и в наши дни. А вот пример с Корахом менее ясен: разве любой случай, когда кто-то приходит и «наезжает» на другого, может называться «спором»? Не было там диспута, не было аргументов и контраргументов. Корах пришел, высказался, Моше не стал отвечать на его претензии, а передал дело в «высшую инстанцию».

Мне кажется, что ответ на оба вопроса заключается в том, что, если бы не эгоистические мотивы Кораха и его соратников, сама суть его претензий имела право на существование и была спором, а не попыткой «дворцового переворота». Здесь столкнулись два подхода, два мировоззрения. Наши мудрецы ведь сказали: «Корах был умен и был среди несущих Ковчег»; так что не стоит воспринимать его поступок как банальную претензию на власть.

Но если не обычная, известная нам по многочисленным историческим примерам попытка переворота, то что тогда?

«Мера суда» и «Мера милосердия»

В «Зогаре» написано, что сущность левитов укоренена в «мере суда». То есть, в мире, устроенном идеально, без скидок на человеческие слабости и страсти. В котором награда и наказание - немедленны и наглядны. Недаром левитов называли «чистые». В духовном, а не физическом, смысле.

А вот коэны укоренены в «мере милосердия», антиподе «меры суда», и коэны названы «святыми».

Задача левитов - ходить дозором вокруг Храма, охранять ворота, помогать коэнам. Как мера суда ограничивает меру милосердия, так и левиты находятся «на внешнем периметре». Забой скота в рамках жертвоприношения не является частью служения в Храме и может быть выполнен кем угодно. Почему? Потому что коэны - это мера милосердия, и не может быть частью их обязанностей лишение жизни!

В наших источниках сказано, что в будущем Всевышний откроется этому миру, земля наполнится знанием Творца, у людей больше не будет свободы выбора, и мера суда войдет в свои права. И закон будет идти вслед за школой Шамая, который, как известно, был на стороне «меры суда». И служение в Храме станет уделом левитов, а не коэнов. Аризаль (Ликутей Тора, Йехезкель, 154:1), цитируя псалмы, пишет: «Праведник, как пальма, расцветет» - на святом языке «цадиК ке-тамаР ифраХ», конечные буквы - КоРаХ! А «Хозэ ми-Люблин» пишет, что Корах станет первосвященником.

Намек на это есть и в Талмуде: в будущем все соратники Кораха вернутся «на поверхность», и именно о них пророчествовала Хана (Шмуэль-1, гл. 2): «...Низвергает в ад, но и поднимает из него!». А пока что, как пишет рабби Цадок из Люблина, Корах и его соратники находятся там, внизу, в целостности и святости, ожидая момента, когда их призовут.

Хорошо, но рано

Корах не ошибся, он просто рано выступил! Он думал, что уже настало будущее. Храм - вот он, Мишкан. Народ объединен, все учат и соблюдают Тору! Чего еще желать? Он был прав, что, когда настанет то самое будущее, будут левиты священниками. Их время настанет. Но ошибся насчет времени: еще не настало оно.

И именно поэтому потребовалось чудо свыше, чтобы нейтрализовать Кораха, потому что уж больно мудр он был, и слова его были правильными.

Много еще интереснейших вещей написано в книгах Каббалы и хасидута, однако и приведенного достаточно, чтобы понять, что в Торе нет простых историй и банальных неказистых ситуаций.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину