05.07.2019
История одного бунта
Богач, аристократ, выдающийся ум и великий гуманист Корах... Как вышло, что он восстал против Б-га? Какие мотивы двигали им? Почему среди его сторонников оказались и горластые хулиганы, и благородные высокодуховные мужи? Один из наиболее драматичных и захватывающих сюжетов Торы анализирует Белла Слуцкин.
«Всему свое время под солнцем, - говорит мудрейший из людей. - А все остальное - суета. Томление духа». И вроде бы нам понятен успокоительный смысл этой фразы. И, как волны, накатывается Коэлет: «Время рождаться и время умирать, время разбрасывать камни и время их собирать, время миру и время войне. А земля пребывает вечно». Это мудро. И вот ты уже как бы по другую сторону суеты. И действительно: цель определена, средства ее достижения тоже: «Б-га бойся и заповеди Его соблюдай, в этом предназначение твое». «И радость того, что все в надежных руках», как поет БГ. Чего дергаться-то? ...Но все это так, пока не стихнет прибой Коэлета и она, суета, не захлестнет тебя вновь. От кризиса к кризису. Ни покоя, ни радости...
Причины бунта и стратегический гений Кораха
Есть три вещи, которые уничтожают душу, говорят мудрецы: зависть, погоня за почетом и прихоть. Все три, по мнению Маараля, представлены в истории Кораха.
«И отделился Корах, сын Ицара, сына Кыата, сына Лейви, и Датан, и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пэлэта, сыны из колена Реувена, и предстали пред Моше, и с ними двести пятьдесят мужей из сынов Израиля, начальники общины, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моше и Аарона, и сказали им: полно вам! ведь вся община, все святы, и среди них Г-сподь!»
Эпический конфликт; все фигуры партии расставлены по местам.
С одной стороны - Моше и Аарон. С другой - три группы, важнейшие люди народа: Корах; Датан и Авирам из колена Реувена и, наконец, 250 именитых мужей - главы Сангедрина (по другим мнениям, первенцы).
У каждой группы свои причины для бунта. Но пока еще они выступают единым фронтом. Это единство мнимое. Их всех смог объединить гений Кораха.
Без сильной личности серьезный идеологический конфликт невозможен. А Корах - личность уникальная. Он именит: внук от старшего сына Леви - Кеата. А Кеат - аристократия среди аристократии. Главная семья левитов, которой доверено носить ковчег. Двоюродный брат Моше и Аарона. Корах богат. Его богатство отмечают мудрецы. И, наконец, Корах исключительно умен. О рабби Акиве сказано, что он унаследовал мудрость Кораха. Рабби Акива, о котором Моше говорил Всевышнему: «У Тебя есть такой человек, а ты Тору даешь мне?!» И еще Корах стоял на горе Синай и слышал все сам.
Суета высшего полета и «популизм» Кораха
Раши удивляется: Корах был умен. Зачем же ему эта глупость? Ответ - суета. Но - суета высшего полета. Не за коврижками пришел Корах, а за справедливостью: «Дом, который полон книг, нужна ли ему мезуза? Одежда, вся окрашенная цветом тхелет, нужен ли ей цицит?» Так мидраш поясняет претензии Кораха.
«Бог среди них». Заметьте, он говорит «они», как бы не внося туда себя. Ему действительно нужно нечто большее, чем привычное для нас понимание «почестей». «Зачем нам вы, Моше и Аарон, к чему эта иерархия? Мы все были на горе Синай». Корах требует равенства. Раши это требование называет глупостью. Мы бы это назвали «популизмом». Популизм всегда находит самые простые решения. Не брезгуя кажимостью и подменой понятий. Он предназначен для легкого понимания. Следовательно, должен затронуть самые низменные чувства, как и любая манипуляция.
Но ведь это правда, что люди созданы равными: «По образу и подобию создал их»?
Равными. Но не одинаковыми. Во второй день творения Всевышний создал ад: разделил между водами, которые под небесами, и водами, которые над небесами. В конце этого дня не сказано: «И увидел Всевышний, что он хорош».
В самом творение заложено разделение. А значит, конфликт. И то, и другое - вода. Но это разная вода. Интеллектуал Корах не мог этого не понимать, но суета захлестнула его. Маараль говорит, что он искал почета.
А мидраш рассказывает, что в этот день главой колена Левита был назначен безвестный Элицафан, а не Корах. Мы и имя его всего один раз в Торе встречаем. И качествами Кораха он не обладал.
И вот тут Корах не выдержал. Синай Синаем - но ощущение несправедливости, весьма объективное, как всегда кажется человеку, больше не смогло ютиться на задних дворах души и выплеснулось вовне продуманным и спланированным бунтом. Он ведь был умен. Так зачем ему все же эта глупость?
Корах как великий гуманист
Корах как человек умный стоит перед очень тяжелым испытанием - признать, что человеческое понимание морали, да и вообще человеческое понимание всего, ограничено: «Мои дороги не твои». Именно этой чести - понимания путей Творца и эксклюзивного права устанавливать мораль - ему не хватает. Это не Аман из свитка Эстер, который мечтал о коне и царской одежде. Корах знает, что его потомок Шмуэль, не будучи коэном, будет выполнять работу коэна. Он знает, что иерархии может и не быть. Корах был гуманистом в лучшем смысле этого слова.
Поэтому и награда ему определена: в конце времен Корах будет первосвященником, но всему свое время. А пока это - суета.
Датан и Авирам как провокаторы
Необходима для конфликта и вторая группа - горластые провокаторы Датан и Авирам. История нашего с ними знакомства длинная. Это они в Египте доложили Фараону, что Моше убил египтянина. Это они осмелились взять двойную порцию мана, хотя Моше предупреждал, что этого нельзя делать. Это они у берега Красного моря плакали: куда ж ты нас завел, не лучше ли было б умереть в Египте. Они же предлагали после греха разведчиков назначить другого руководителя и вернуться в «землю, текущую молоком и медом» - Египет. Их партию можно легко обозначить тремя словами: «только не Моше». Маараль говорит, что они завидовали. Неважно, что сделает Моше, - он всегда плохой лидер. Плохо вывел из Египта. Плохой ман выдал. В Землю Обетованную не ввел. Это подстрекатели и сброд. Ни идеи, ни ценностей у них нет. Но они необходимы для обнаружения «поганки», которая есть в любой душе. Они ведь совсем не разборчивы в методах, потому что не ограничены принципами. Сначала Моше плох поскольку хочет вывести из Египта, потом плох потому, что вывел. Отличная партия! Корах - гений.
Трагизм и благородство 250 мужей
И, наконец, последние участники конфликта - 250 первенцев, или глав Сангедрина. Они хотят исполнять работу коэнов: воскуривать благовония.
Это ведь произошло после того, как сгорели в святая святых Надав и Авиу. Именно за то что воскурили благовония там, где им не было повелено.
Кто эти люди? Чего они хотят? Приблизиться к Творцу и умереть? Маараль их просьбу называет вожделением. В каком-то смысле это могло бы быть самопожертвованием. Это отчаянные люди, сегодня бы мы сказали «духовные». Их участие в конфликте придаст ему трагизм и благородство.
Участь, постигшая бунтарей
В общем, всем не додали. И каждый по-своему прав. «И упал Моше на лицо». Это отчаяние и молитва.
Пожалуй, на стороне Моше и Аарона только Всевышний. И Он вмешивается. Моше говорит народу: если общечеловеческая судьба их постигнет, то не Г-сподь послал меня. Это странная фраза. Он просит чуда.
Датана и Авирама поглощает земля. Маараль это объясняет тем, что они отрицали не Моше, а необходимое условие бытия - Творца. Поэтому наказание их - небытие. Как для самых ничтожных.
250 уважаемых мужей, требующих воскурить благовония не по правилам, сгорают, как Надав и Авиу. Как благородные духом.
А вот с Корахом неясно. Есть мнение, что он и сгорел, и был поглощен землей. Ведь в нем были и ничтожность, и благородство духа. Как в каждой великой личности.
Об авторе
Белла Слуцкин — преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына — солдат и ученик ешивы, дочь — студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки-философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2