Все проекты
Общину поддержали 30763 раз

О неверной жене, горькой воде и обете назорейства

О том, как поступали с прокаженными и нечистыми; о законах «сота», о том, почему назореи не пили вина и не стригли волос, а также о «еврейском Нарциссе» рассказывает Белла Слуцкин

Ницше как-то сказал со свойственным ему оптимизмом: «Смерть достаточно близка, чтобы не бояться жизни». В жизни может произойти абсолютно все. Мы привыкли ожидать от жизни сюрпризов. Поставить смерть в центр своего экзистенциального опыта - один из вариантов подготовки к этим неожиданным сюрпризам. Но Тора нас учит иному пути.

В прошлой главе мы говорили о смысле порядка в организации стана. Целое может функционировать лишь тогда, когда каждая из его частей на месте. Логос противостоит хаосу. Центрообразующий элемент еврейского стана - не смерть и не бренность бытия. Отнюдь! В центре - Б-жественное присутствие. Это отличие еврейского мировоззрения от европейского замечали и западные философы. Дихотомия «Афины-Иерусалим» неоднократно звучала и в русской философии.

Кого удаляют от Центра?

Наша глава красива своей органичностью и внутренней логикой. Продолжением поиска Логоса в хаосе. И начинается она с исчисления левитов по семействам их. Гершуни, Мерари, Кеати. Каждого по домам их и по предназначению. Каждая семья ответственна за свою часть работы в Мишкане. Порядок и организация начинается с центра: «по слову Г-сподню, данному через Моше, определили их, каждого к его работе», и из центра распространяется на индивидуальную жизнь.

Организм родился, начинает жить. И сразу - кризис! «Повели сынам Израиля, чтобы выслали из стана всякого прокаженного, всякого слизеточивого и всякого ставшего нечистым от усопшего». Есть проблемы, которые требуют особого отношения. Это не вопрос наказания: это вопрос продолжения функционирования целого, в центре которого - Мишкан. В зависимости от проблемы, вопрос решается или временным приближением, или временным отдалением ее носителя от центра. Иногда это отдаление «в глушь»: порой отправиться в Саратов полезней, чем оставаться в Москве. Мы ведь помним, что проказа, например, это результат злословия, лашон ара. Что-то в отношении между мной и ближним нарушено. Посмотреть на проблему со стороны лучше в одиночестве, вкусив все его прелести и сложности. Осознать ценность ближнего легче, потеряв его. Слава Б-гу, пока на время.

Законы о «неверной жене»: выход из трагедии

Итак, есть три группы людей, которые временно отдаляются от центра - в целях излечения. И сразу после этого Тора переходит к следующему виду проблем - такому, который как раз требует приближения к Мишкану. Женщина, муж которой заподозрил ее в неверности, должна быть приведена в Храм, и там коэн может проверить путем сложной и тяжелой для всех процедуры, обоснованы подозрения мужа или нет. Для этого она должна была выпить горькой воды, внутри которой растворяли кусочек пергамента с именем Всевышнего. Если она невиновна, то Всевышний ее награждал сыном. Если виновна, то это становилось явным. Раши говорит, что это единственный закон, основанный на чуде.

И я позволю себе вспомнить, что обычно, согласно еврейскому мировоззрению, нельзя надеяться на чудо. Муж и жена, которые оказались в ситуации, когда между ними нет доверия, вместе создали проблему. Вместе им ее и решать. Можно ли простить мужу потом такое оскорбление? Решать каждой женщине самой. Она может отказаться идти на эту проверку, тогда они просто разводятся. Но если оба хотят продолжать жить вместе, есть возможность. Очень болезненная и унизительная. Чем глубже проблема, тем тяжелее способ ее преодолеть. Только огромная любовь может вынести проверку горькой водой. И она единственная, которая может оправдать эту ситуацию. Любовь между мужчиной и женщиной близко близка к Святая Святых. Иначе правильней расстаться. Ради такой любви Всевышний готов, чтоб стерли Его имя. Муж должен публично признаться, что он не доверяет той которую любит. А женщина - возложить на свои плечи позор. И такую любовь может не миновать кризис. Но не ницшеанская смерть - путь из кризиса. А взаимная жертва там, где она и должна быть принесена. В Храме. Это трагедия. Настоящая, тяжелая трагедия. Но и из нее есть выход.

Кто такой назир и почему он принимает на себя обеты

Поэтому, говорят комментаторы, всякий, кому довелось увидеть это испытание, должен принять назорейство. Это не повеление, это совет. Увидев, как дурное начало может разрушить абсолютно все: и мужчину-ревнивца, и женщину-предателя, хорошо б устрожить и себе на некоторое время борьбу с ним. И назир - следующий кризис, о котором рассказывает Тора. Он тоже должен прийти в Храм. Неправильно перевести слово «назир» как «монах». Еврейский назир продолжает жить семейной жизнью, работать. И не должен надевать на себя вретище. Три вещи запрещены назиру: стричься, пить вино и соприкасаться со смертью. Человек добровольно принимал на себя обет назорейства на 30 дней. Для чего? Говорит Рамбам: излечение души - как излечение тела. Надо приучать себя к тому, что противоположно твоей слабости, чтобы достичь середины. Святость назира - это результат его обетов, благодаря которым он может прийти к этой середине. Поэтому на 30 дней человек принимал на себя устрожения Первосвященника: не пить вина и не оскверняться мертвым. Запрет же стричь волосы возвращает нас к идее первозданности человека. К тому моменту, когда излишества были ему незнакомы.

В Талмуде рассказывается интересная история: Шимон Ацадик спросил красивого назира, отчего тот решил принять назорейство. Тот ответил, что был пастухом у своего отца и однажды, увидев свое отражение в ручье, понял, как он прекрасен. И еще он понял, что самолюбование его до добра не доведет.

Правда, напоминает греческий миф о Нарциссе? Только вот концовка разная. Нарцисс умер, влюбленный в себя, но и в царстве аида не смог оторваться от своего отражения. А юноша из нашего рассказа остался жив, переборов себя и придя в Центр. В Храм.

Иерусалим - Афины. В центре - жизнь или смерть.

Об авторе

Белла Слуцкин — преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына — солдат и ученик ешивы, дочь — студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки—философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину