Все проекты
Общину поддержали 30909 раз

Любовь, дистанция и уважение границ

Белла Слуцкин о взаимоотношениях человека и Творца в иудаизме

Маркес в «Сто лет одиночества» пишет: «Его приказы исполнялись раньше, чем он их отдавал, даже раньше, чем хотел отдать, и всегда выполнялись с гораздо большим рвением и размахом, чем он того желал. Заблудившись в дебрях одиночества своей необъятной власти, он потерял путевую нить».

Первая и вторая книги Торы: сокрытие и раскрытие Творца

У мудрецов эпохи геоним книга Шмот называется «Второй книгой». Если предположить, что она вторая книга от Берешит, то Ваикра, соответственно должна была называться третьей, а Бемидбар - четвертой. Но ничего этого нет. Оказывается, «Шмот» - это вторая книга не от Берешит, а вторая книга Берешит. Ее как бы отражение.

В книге Берешит Всевышний создает мир и нас как часть мира. Но парадоксальным образом получается, что созданный мир не открывает Творца, а как раз скрывает. Слово «природа» на иврите имеет то же числовое значение, что «Элоким», Б-г. А «мир», «олам», образовано от того же корня, что «сокрытие», «загадка». Надо было ждать 20 поколений от Адама до Авраама, чтобы человек разглядел, что физический мир - декорация, скрывающая Художника. Книга Берешит - о сокрытии Творца. В своей нижней квартире. Стены видим, а Хозяина - нет.

В книге Шмот, книге избавления, все наоборот. Творец открывает себя, как бы приглашая нас зайти внутрь и пожать Ему руку. Выражение «что хорошо», «ки тов», известно нам из книги Берейшит: «И увидел Всевышний, что хорошо». Впервые это выражение мы встречаем при сотворении света в Берешит . Оно же повторяется в самом начале книги Шмот. Мать Моше увидела «ки тов», что «он хорош». Обьясняет Раши: вся комната наполнилась светом.

Десятью речениями создан мир в книге Берешит, десятью казнями Творец открывается Египту - венцу цивилизации. Законы природы уничтожаются на некоторое время. Уничтожаются Тем же, Кем и созданы. Десятью заповедями Он открывается евреям на горе Синай.

Сотворение партнера

Но книга Шмот не заканчивается исходом из Египта, так же как книга Берешит - созданием природы. Всевышний творит Себе по образу и подобию партнера. Не подчиненного, а партнера. Через партнерство с человеком Он может раскрыться в мире. Но не через одиночек, а через целый народ. Партнерство представляет собой взаимодействие. При партнерстве не страдают от одиночества и не теряют путевую нить, как случилось с полковником Аурелиано у Маркеса. Партнеру не надо, чтоб ты исполнял его указания раньше, чем он их отдаст и с большим размахом, чем он того желает. Он хочет, чтоб его видели, слышали и узнавали. Партнерство двусторонне. Второму же партнеру важно понимать, что он делает то, что от него требует Он. Таков договор. Взаимодействие. Книга Избавления оканчивается построением Мишкана еврейским народом. Не мастеровыми и архитекторами, а именно всем еврейским народом. Абарбанель обращает на это внимание: одни строили, другие жертвовали, каждый делал то, что мог.

И даже женщины принесли свои медные зеркала. Но это наша часть договора, а что же Творец? «И покрыло облако шатер соборный, и слава Господня наполнила Мишкан».

Облако. Дистанция. Хозяин в доме!

Книга Шмот заканчивается созданием новой реальности. Избавлением народа из рабства и одиночества а Творца - из сокрытия. Так возникает союз. Облако всегда на виду. Оно не пропадает никогда. Так не будет ни в Первом ни во Втором Храме. Так было лишь в пустыне и будет в Третьем храме - говорит Сфорно. Присутствие Всевышнего ощутимо и наглядно всегда, каждую минуту. Облако останавливается - народ останавливается. Облако движется - и народ собирается в путь. Постоянное партнерство и взаимодействие исключает не только сто лет одиночества, но и тысячи. Тысячи лет с короткими остановками пути. Как грустно шутит Тевье-молочник: «Может, мы и шляп никогда не снимаем поэтому». Начиная с пустыни, каждый еврей знает (даже если не верит в это), что настанет момент, и облако, видимое иногда только ему, двинется, - значит, пришел и твой черед идти в землю, текущую молоком и медом, но приобретаемую страданиями. Это же облако покрывало гору Синай и Первый Храм царя Соломона. Маараль замечает, что Мишкан - это как бы увековеченная гора Синай. Там договор был подписан двусторонне на все поколения.

Но не мог зайти Моше в Мишкан, потому что покрыло его облако. Как и не мог зайти внутрь тумана на горе Синай. Как и коэны не могли зайти в Храм Соломона.

Не мог войти - пока Всевышний не позвал его. Мидраш говорит: за руку потянул и ввел.

Интересно, что и в книге Царей рассказывается, что царь Соломон только тогда сказал «Всевышний будет обитать в тумане», когда увидел, что коэны не могут зайти, и только тогда стал молиться Творцу: «услышь молитву твоего раба и твоего народа», и только тогда определил цель: «Чтобы видели Тебя все дни жизни которые они живут на земле».

Присутствие Всевышнего, шхина, создает напряжение между желанием приблизиться и страхом. Дистанцию. Она необходима для партнерства. Присутствие кого-то обязывает. А если этот кто-то - Царь царей, то обязывает судьбоносно. Поэтому самый мудрый из людей стал молиться не тогда, когда увидел облако, а когда коэны не смогли зайти. Место занято! Хозяин в доме. Надо ждать разрешения.

Это напряжение - напряжение любви. Оно опасно, говорят мудрецы: любовь ломает правила. Авраамм встал рано утром и запряг осла. Разве не было у него слуг, которые делали это обычно? Сыновья Аарона: Надав и Авиу вошли туда куда Моше не смог войти, - и умерли. Уважение границ в любви важны, иначе все сломается. У каждого из партнеров свои обязанности. Для успеха союза их должны соблюдать обе стороны. Иначе - одиночество и потеря нити. Даже вдвоем. Даже вдвоем с Творцом.

18 раз в нашей главе повторяется фраза: «Как повелел творец Моше». Цифра 18 моментально вызывает ассоциации с молитвой «18 благословений». Двусторонние отношения. Движение сверху вниз от Всевышнего к человеку и параллельно ему молитва - движение от человека ко Всевышнему. Партнерство, а не власть

Мы закончили с вами вторую книгу Пятикнижия, и мы молодцы.

Об авторе

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину