Все проекты
Общину поддержали 31242 раз

Оберегая огонь в Меноре…

Белла Слуцкин о Меноре как символе «ненормальности» еврейского народа и гарантии его выживания.

Предыдущая глава Торы оканчивалась рассказом о том, что главы колен принесли в Мишкан добровольные жертвы. Поясняют комментаторы: несмотря на то что они приносили одинаковые подношения, у каждого была свое намерение, отражающее особенность его колена. Йегуда думал о царе и Машиахе, это колено из которого произрастет росток Давида. Иссахар - о море. Двенадцать глав колен принесли свои добровольные жертвы. А Аарон и колено левитов - нет.

Как Всевышний утешал Аарона

И вот следующая глава начинается с обращения к Аарону. Он должен заботиться о зажигании Меноры. И это странно, ведь о Меноре уже говорилось в книге Шмот. Почему эта тема появляется вновь в книге Бемидбар - книге кризисов. В главе, рассказывающей об одном из тяжелейших кризисов за 40 лет скитаний - клевете; о сброде, подстрекавшем народ в самый подходящий для этого момент - когда они вдруг начали себя жалеть.

Объясняет Раши: Аарон, видя, что 12 глав колен принесли жертвы, а он - нет, впал в отчаяние. И тогда Творец ему ответил: ты можешь сделать больше, чем они - зажигать лампады Меноры.

Рамбан добавляет: почему Аарона не утешили напоминаниями о благовониях, которые он должен воскуривать утром и вечером, или о жертвоприношениях, которые он должен приносить трижды в день, или службой в Йлм Кипур? И он же предлагает ответ: «Это намек на чудеса Хануки, которые произойдут во Втором Храме с помощью Аарона и его потомков, то есть Хашмонаим.

Сказал ему Всевышний: «Когда будет разрушен Храм, отменены будут и жертвоприношения. Но свечи Меноры будут гореть по-прежнему».

«Не войной и не силой, но Моим духом»

Как по-прежнему? Нет Храма, нет жертвоприношении, нет и зажигания Меноры!

Но ведь и после разрушения Второго Храма у нас в изгнании осталась Ханукия.

Удивительным образом Ханукия сохранилась в еврейских домах, в которых давно забыли о святости субботы и кашруте: мы же с вами помним бабушкин ханукегельд. И старую почерневшую Ханукию. Мы смотрим, выпучив глаза, как именно Ханукия стала символом еврейских праздников на центральных площадях мировых столиц. И, наконец, именно светильник стал символом возрождающегося царства Израиля. Почему так?

Ответ нам дан в афтаре к нашей главе. Пророк Захария видит золотую Менору и две ветки оливок по сторонам. И он задает вопрос, похожий на вопрос Рамбана: «Что это? Почему именно Менора - как утешение и обещание возвращения?» И получает ответ. Этот ответ необходимо услышать нам всем: «Не войной и не силой, но Моим духом». Семь этих свечей - символ «глаз» Всевышнего. Ашгахи (Б-жественного провидения), которая присутствует на этой земле «с начала года и до конца».

Евреи как нонсенс в истории

Из этой фразы легко сделать ложные выводы и спекулировать ими. Конечно, если необходимо, надо готовиться к войне. Надо делать все от тебя зависящее, чтобы выжить. Но в тех условиях, в которых народ Израиля оказался после разрушения Второго Храма, это стало невозможным. По крайней мере, ни одному народу не удалось пережить 2500 лет рассеяния и сохраниться. А нам удалось. Немецкий историк и философ Освальд Шпенглер пишет об этом, и не он один. Нонсенс в истории, прецедент. Требуется объяснение. Никакая сила и армия не помогли ни Вавилону, ни Риму. Не было шансов и у нас. Но мы, вопреки всему, - есть. От Венецианского до Варшавского гетто. От первых кибуцев и до сегодняшнего государства, раздираемого противоречиями. Есть.

«Нормальная жизнь» - «нормальные» результаты

Евреи, простояв год у горы Синай, выдвигаются в дорогу. Моше сообщает своему тестю Итро: «Мы выдвигаемся». Еще ничего не случилось. Никакого серьезного кризиса, вследствие которого их приход в Землю Обетованную отложится на 39 лет. Раши говорит, что Моше рассчитывал в ближайшие три дня достичь цели. Ковчег идет впереди, чтобы разровнять им впадины для легкого прохода. Облако заслоняет от солнца. Ман выпадает регулярно. Но... «И стал народ как бы предлога искать ко злу».

Начинается дорога. Начинается кризис. Дорога - символ изменении. Эту фразу объясняет Рамбан как бегство с горы Синай. Год стояли, а как пришло время уходить - побежали сломя голову, с радостью. Если уж Аарон расстроился, что его доля в «нормальной» жизни меньше, чем у других глав колен, и его дело - беречь огонь в очаге, то как же не жаждать этой «нормальной» жизни обычным людям. Сломя голову, от клерикализма - в кибуц. Все правильно. Только «нормальная» жизнь приводит к «нормальным» результатам. Читаем у историка Освальда Шпенглера: судьба любой культуры - ее закат.

И вот именно тогда, когда проявилась «нормальная» человеческая слабость, ситуация дала трещину. А сброд, затесавшийся среди евреев, стал выказывать прихоти: «Да что ж это такое делается, люди добрые! Где огурцы и дыни, которые мы так прекрасно поедали в Египте? А как там хорошо-то было. Все "нормально". И транспорт ходил по субботам!». И вновь заплакали сыны Израиля и вспомнили рыбу, которую ели в Египте. А чудесный ман, который выпадал нам все это время? Да кому он нужен, когда нам не докладывают мясца!

И Моше пришел в отчаяние и стал просить смерти. Невозможно видеть, как твой народ стремится к самоуничтожению. Особенно, когда осознаешь, как ты сам слаб. Даже Моше.

Обреченные на ненормальность

Так могло бы случиться, если б Всевышний не избрал наш народ. Но мы обречены на ненормальность. Особо прихотливые были погребены в месте под названием «могила прихоти». А народ этот жестоковыйный продолжил свой путь до следующего кризиса. Несмотря ни на что, оберегая огонь в Меноре. Так было во времена пустыни. Так было во времена Хашмонаим. И так оно будет всегда.

Об авторе

Белла Слуцкин — преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына — солдат и ученик ешивы, дочь — студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки—философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину