Все проекты
Общину поддержали 37471 раз

Поколение, не желавшее чудес

Одни искали чудесной защиты, а другие - войны. Одни радовались ману, другие стремились сами добывать свой хлеб... О разнице в психологии двух поколений пустыни и о том, почему Моше не смог стать царем Израиля, рассказывает Белла Слуцкин.

«Над утлой мглой столь кратких поколений, пришедших в мир, как посетивших мир, нет ничего достойней сожалений, чем свет несвоевременных мерил». Бродский прав: желание сравнивать между собой детей, времена, поколения свойственны людям. Но у этого подхода есть слабое место. Сравнивая, мы используем исключительно свои «мерила». В самом деле, если мы с сегодняшним понятием демократии обратимся к перикловым Афинам, мы очень удивимся «недемократичности» принятия решений, отсутствию равенства между жителями города. А уж о феминистках мне страшно подумать.

И еще в этом подходе есть тонкий момент сочетания преемственности и изменчивости. Не все ведь на свете меняется. «Поколение приходит. Поколение уходит».

Две части книги Бемидбар

Смена поколений - тема нашей главы. Согласно Абарбанелю, книга Бемидбар делится на две части. С первой главы, Бемидбар, до главы Корах - первая часть. Она рассказывает о поколении Исхода из Египта и свидетелей откровения на горе Синай; о первом и втором годе пустыни. И вторая часть - от главы Балак до конца книги. Это рассказ о сороковом годе странствий по пустыне. Самый канун входа в Святую Землю.

Наша глава Хукат - демаркационная линия. 38 лет пустыни Тора обходит молчанием. Мы не знаем, что происходило с народом. Последнее, что нам известно, - это восстание аристократии неудачная попытка переворота, произошедшая из-за неспособности тех, кто родился и вырос в рабстве, принять себя и свое место, став свободным. Да, это странно. Но этому учит нас история. Вчерашние рабы часто превращаются в самых суровых тиранов.

Смерть лидеров и новое поколение

За 38 лет выросло и частично родилось новое поколение. Они не помнили или не знали Египет и никогда не были рабами. Часть из них не была свидетелем Синайского откровения, но выросла у родителей, которые там были. Второе поколение живой связи Творца и творимого. Второе звено в цепочке передачи от отца к сыну. С одной стороны, все еще свежо. Они знают кто они, перед кем стоят и куда идут. Но, с другой стороны, они не понимают, откуда они бегут. Так бывает, когда ты не принадлежишь к общине-свидетелю, а всего лишь являешься частью некоего аморфного общества.

Поколение Египта умирает. Остались лишь трое детей Амрама: Мирьям, Аарон и Моше.

Глава начинается с закона о Красной корове, без которой нельзя отчистится от нечистоты мертвого. Новое поколение стоит у границ Эрец Исраэль. Мирьям умирает в месяце Нисан 40-го года по выходе из Египта. Аарон - через четыре месяца после нее, в Рош Ходеш месяца Ав. Моше - еще через семь месяцев в Адаре.

Мидраш рассказывает: Умерла Мирьям - исчез чудесный колодец, который сопровождал их 40 лет. Но потом вернулся, потому что были еще живы Аарон и Моше. Умер Аарон - исчезли Облака Славы, которые оберегали их все это время. Но потом вернулись, ведь был жив еще Моше. Умер Моше - пропало все: и колодец, и Облака Славы и ман. Начинается нормальная жизнь, которую так желало второе поколение. Воду и еду надо добывать, со змеями и врагами - сражаться самим.

Психология нового поколения

Сыны Израиля подходят к границам Эдома. Но Эдом не разрешает им пройти, и они вынуждены вернуться в пустыню. Это кризис. Легче ждать 40 лет, чем увидеть, и не иметь возможности войти. Первое поколение в похожей ситуации после греха разведчиков не захотело - испугалось, потому что у них в сознании еще был Египет, куда можно вернуться. У второго поколения такого выбора, даже вымышленного, нет. Они не меняют плохой дом на лучший: они идут в свой единственный дом. Но Моше их не ведет на войну с Эдомом. Эдом - он же Эйсав. Брат.

И опять пустыня. Но уже без колодца Мирьям. «И не было воды для общины. И собрались они против Моше и Аарона» - так же, как первое поколение в Рефидим. И так же спорили они с Моше. Но второе поколение говорит следующее: «Для чего вы вывели нас из Египта? Чтобы привести в это дурное место? Место, лишенное посева и смоковниц?» Для сравнения: в первый год, возле Рафидим они жаловались так: «Зачем ты вывел нас из Египта? Чтобы уморить!».

Новое поколение больше не чувствует себя зависимым от чудес и от Моше. Они хотят сеять пшеницу и выращивать смоковницы. Разница очевидна. Но! Моше, ударившего по скале, наказывают. А их - нет.

Община или общество?

Раши видит грех Моше в том, что он стукнул по скале, а надо было говорить с ней. Рамбан с ним не согласен: ну и что что стукнул? А извлечь воду ударом по скале меньшее чудо, чем словами? И видит ошибку Моше в том, что он сказал «мы добудем воду, а надо было "Он", Всевышний». Рамбам считает , что грех Моше в том, что он разозлился. А Моше был человеком терпеливым.

Что бы там не случилось на самом деле между Моше и Всевышним, почему Моше не сможет быть их царем в Эрец Исраэль. Почему он подходит для пустыни и чудес, а для Эрец Исраэль и земной жизни - нет?

Рав Капах говорит интересную вещь. В истории с повелением добыть воду несколько раз меняются понятия «общество» и «община», «каhаль» и «эда». Всевышний говорит «Возьми посох и дай воды общине («эда»). Но Моше взял посох. И собрал «общество» («каhаль») перед скалой.

На иврите «эда», «община», происходит от слова «эд» - «свидетель». «Общество» - это довольно безликое понятие, оно может быть каким угодно. «Эда» - нет: это всегда связанные между собой люди. Эдат Исраэль - люди, связанные между собой свидетельством. Почему-то Моше не увидел в них этого. А увидел общество.

Глава-прощание

Поколение Моше, которое роптало, восставало, плакало, хотело вернуться назад, тем не менее, было поколением, удостоившемся того, чего никогда и никто больше не удостоится. Они сами видели и слышали, а не кто-то иной. Второе поколение иное. Они не хотят чудес. Они хотят воевать и сеять. Моше для них тяжел, а они тяжелы для Моше.

Царь должен иметь мерило своего поколения: «Приди к судье, который будет в твое время».

Грустная глава. По сути, глава - прощание.

Об авторе

Белла Слуцкин — преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына — солдат и ученик ешивы, дочь — студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки-философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.

Белла Слуцкин


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину