28.03.2019
Когда Б-г отвечает «Нет»
На следующий день после Йом Кипура Сыны Израиля стали жертвовать на построение переносного Храма - щедрой рукой, так, что их пришлось остановить. До последней недели месяца Адар все «мудрые сердцем» участвовали в строительстве. И вот Скиния готова. Семь дней Аарону и его сыновьям велено находиться у входа в Скинию, не двигаться с места. Наступил восьмой день...
Пророки и мудрецы: кто продолжит цепочку Торы
Невозможно отбросить в сторону ассоциации с семью Днями Творения. Мир создан за семь дней. Семь - число, символизирующее физический мир. Восьмой день символизирует мир метафизический. Храм в пространстве - как шабат во времени: гости из мира Будущего. Внутри них действуют свои законы.
В новомесячье Нисана - на восьмой день, перед началом служения, Моше получает повеление созвать всех старейшин и Аарона с сыновьями - семью коэнов - и принести грехоочистительную жертву - тельца и овна. Спрашивают комментаторы: зачем созвали старейшин, ведь заповедь дана только коэнам?
Рамбан объясняет: «Потому, что народу заповеди передавали старейшины».
Раши дает иной ответ: «Чтобы они услышали сами, что Аарон стал служить в Храме по повелению Моше».
И в том и в другом объяснении есть нечто общее: цель действия заложена в изначальной идее.
Устная тора так и будет в дальнейшем передаваться через мудрецов. Пророчество окончится с разрушением Первого Храма, но цепочка передачи Торы не прервется. То, что не удастся пророкам, удастся мудрецам. В некоторых ситуациях мудрец предпочтительней пророка. Например в подробностях алахи - еврейского закона.
«Любовь нарушает порядок». К чему приводит страсть и своеволие в Служении
Всевышний готовит свой народ. Предостерегает. И дает лекарство, не дожидаясь болезни. Но не смотря на то, что старейшины присутствовали при назначении Арона, совсем скоро Корах и 250 человек с ним оспорят права Моше и Аарона. А в будущем возникнут течения в иудаизме, оспаривающие Устную Тору и права мудрецов. Все в руках Небес (например, проложить человеку верный и понятный путь к истине), кроме трепета перед Небесами. Раши поясняет: трепет - это поступки. Захочет человек свернуть с пути - свернет. Не захочет - пойдет по проложенному пути. Для этого нужно немного: интеллектуальная скромность и любовь к своему народу.
После принесения жертв сказал Моше: «Это - то что повелел Всевышний. И сошла слава Всевышнего (огонь)». Именно «это», говорит Моше. Это, и ничего другого.
Комментаторы подчеркивают глубокую идею: избегайте дурного начала. Пусть ваше служение будет посвящено Ему. Не экстаз, не то что тебе кажется духовным и красивым! Спроси себя, кому ты служишь? Если Ему - «Это то, что повелел Всевышний». Все остальное - служба себе. Дурное начало, оно сильней, чем желание съесть некошерное или не встать на утреннюю молитву. И намного глубже. С некошерным и ленью-то все просто. Очевидно, где добро, а где зло. Но желание служить по-своему, приблизиться туда, куда приближаться нельзя, прорвать границы - это сильная и сложная страсть. «Любовь нарушает порядок». Хочет ли Всевышний такой любви? Достоевщина всегда кончается трагедией.
Почему погибли Надав и Авиу
Жена Аарона - Элишева, сестра Нахшона бен Аминадава. Этот тот, кто бросился в Красное море, и море расступилось: он прорвал границы. Раши пишет: «Если ты хочешь представить себе своих будущих сыновей, посмотри на брата жены».
Два сына Аарона, Надав и Авиу, взяв свои совки, принесли перед Всевышним «чужой огонь». Тот, который не был им заповедан. И погибли. В тот самый день, к которому так долго готовились, который должен был стать для них пиком их жизни. Прорвали границы - от любви. Большинство комментаторов пишут, что они не нарушили ни одного запрета - просто стали служить по-своему. Так, как подсказала им их страсть. Тоска по дому. Как сказано в псалмах: «Одна лишь просьба у меня к Творцу. Ее и выскажу. Верни меня в дом Твой!».
Мидраш нас учит: из-за четырех вещей умерли Надав и Авиу. 1. Приблизились. 2. Принесли жертву, которую не должны были приносить. 3. Из-за чужого огня - огонь с жертвенника 4. Из-за того, что не посоветовались друг с другом.
«Близкими ко Мне освящусь...»
Моше говорит Аарону: «Я знал, что так будет: "Близкими ко Мне освящусь перед всем народом"». Раши поясняет слова Моше, добавляя: «Я думал, что это буду я или ты. Но они оказались ближе нас». «И промолчал Аарон».
Трагедия, описанная двумя словами. Как и должно настоящей трагедии. Принятие Суда. Согласие с ним.
«Волна, перекрывающая вечность. Молчанье есть грядущее любви». Бродский.
«Близкими ко Мне освящусь...»
Когда террористы захватили в плен солдата Нахшона Ваксмана, его родители просили всех молиться о его спасении. В результате операции по освобождению Нахшон был убит. Журналист спросил его отца: «Как же вы можете продолжать верить в Б-га? Он не слышит ваших молитв и не отвечает».
Отец Нахшона возразил: «Отвечает. Просто иногда он отвечает "нет"».
Это очень болезненная правда. Но Аарон и отец Нахшона ее знали.
Об авторе
Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2