04.11.2019
Сгулот при посещении Синагоги. Как обрести цельность и долголетие
Как посещение синагоги может продлить годы жизни? Почему важно жертвовать на освещение синагоги? Почему не надо заходить в синагогу с разбегу? Р. Александр-Цви Сыпков рассказывает о сгулот - еврейских способах привлечь удачу с помощью посещения синагоги.
Прийти рано, уйти поздно - сгула на долголетие
В Талмуде, в трактате Брахот приводится такая история. Рабби Йоханану рассказали, что в Вавилоне много старцев почтенного возраста. Удивился рабби Йоханан, так как знал из Торы, что долголетие обещано только живущим в Земле Израиля, как сказано: «Дабы продлились дни ваши и дни детей ваших на той земле, которую Г-сподь клялся дать отцам вашим». Так почему среди евреев Вавилона оказалось так много долгожителей, что об этом рассказывали как об удивительной вещи даже в Земле Израиля? Рабби Йоханан начал выяснять, и оказалось, что старцы те приходили в синагогу ранним утром и уходили поздно вечером. Тогда сказал он: «Вот это им и помогает!».
Это первая сгула, связанная с синагогой, которой я хочу начать мою небольшую статью. Кто-то может сказать, что постоянно находиться в синагоге трудно с точки зрения заработка и других житейских дел. Да, это так. Поэтому говорит далее в том же трактате рабби Йеошуа бен Леви: «Приходите в синагогу пораньше и оставайтесь там до позднего вечера, ибо продлятся этим дни ваши - это значит: приходите утром в синагогу одним из первых, чтобы помолиться молитву Шахарит, а вечером, после молитвы Маарив, уходите одним из последних. А день посвятите житейским делам». Такой подход тоже поможет человеку продлить свои дни.
Пять особых дат
Если человек не может приходить в синагогу рано и уходить поздно каждый день, то пусть хотя бы последует совету Мидраш Талпиот: находиться в синагоге в определенные дни - Ошана Раба, 9 Ава, Йом Кипур, Рош Ашана и Пурим. В эти дни нужно встать раньше обычного. Откуда это следует? Из слов Торы «И встал Авраам рано утром...» Результатом этого раннего пробуждения стало обещание, которое Б-г дал Аврааму: «Я благословлять буду тебя, и умножая умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет потомство твое вратами врагов своих».
Прекрасно, скажете вы, но при чем здесь Авраам? Оказывается, в имени Авраам зашифрованы последние буквы особых дней:
Ошана Раба (הושענא רבא) - Алеф;
9 Ава (תשעה באב) - Бэт;
Йом Кипур (יום כיפור) - Рейш;
Рош Ашана (ראש השנה) - hей;
Пурим (פורים) - Мем софит.
Получается - Авраам (אברהם).
Пожертвовать на освещение синагоги
Есть и еще один способ сделать так, чтобы ваше присутствие в синагоге продолжалось даже после того как вы оттуда ушли. Нужно пожертвовать в синагогу масло для освещения. Человека в синагоге нет, но свет светильника обозначает его присутствие. Конечно, речь идет о прошлых веках, когда помещение освещалось масляными светильниками. В наши дни эта сгула работает через пожертвование денег на электричество и лампочки для синагоги, а также свечи для общественной ханукии в дни праздника Хануки.
Не заходить в синагогу с разбегу - сгула на цельность
Аризаль в При Эц Хаим предостерегает человека, чтобы не входил он в синагогу «внезапно». Что это значит? Я бы сказал не «внезапно», а «с разбегу», т.е. торопливо, в спешке. Но ведь мудрецы советуют идти в синагогу более быстрым шагом, чем обычно, чтобы показать Вс-вышнему, как желанно ему попасть в это святое место? Да, это так. Но, когда человек уже подошел к дверям синагоги, он должен остановиться, успокоиться и направить свои мысли на то, что он приходит на аудиенцию к Вс-вышнему. Эта сгула дает человеку цельность («шлемут» на Святом языке). А цельность, в свою очередь, благотворно влияет на все сферы деятельности человека – здоровье, заработок, взаимоотношения с людьми.
Окна и деревья
После того как человек вошел в синагогу, он получает возможность воспользоваться десятками сгулот – при чтении Амиды, выноса Свитка Торы, во других случаях. Не хватит формата статьи, чтобы перечислить хотя бы небольшую часть. Поэтому в завершение приведу пару интересных фактов о синагоге.
В трактате Брахот написано: «Сказал рабби Хия бар Аба: Всегда пусть молится человек в помещении, в котором есть окна». И поэтому постановили наши мудрецы, чтобы здание синагоги обязательно имело окна. Мидраш Талпиот объясняет: человеку нужно иметь постоянную возможность взглянуть на Небеса.
Так как синагога называется «малым Храмом», то на нее распространяются некоторые правила, которые были приняты в Иерусалимском Храме. Например, было запрещено сажать деревья на Храмовом дворе из-за того, что у народов-идолопоклонников был обычай ставить жертвенники идолам под деревьями. В связи с этим некоторые авторитеты полагают, что нельзя сажать деревья во дворе синагоги (это правило распространено не повсеместно, например, во дворе петербургской Синагоги деревья есть - прим. ред.)
Желательно располагать здание синагоги вблизи водоема. Это касается только синагог диаспоры. Об этом пишет Мехильта: «Благодаря заслугам отцов говорил Вс-вышний с пророками и вне Земли Израиля, но лишь только на месте чистом у вод». И соседство синагоги с водоемом делает ее опять же похожей на Иерусалимский Храм и Храмовую Гору, из которой в будущем (как говорит мидраш) будет бить источник вод. Хочу пожелать себе и вам быть очевидцами этого события.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2