Все проекты
Общину поддержали 36430 раз

«Приблизиться к любимому сыну короля»

Еще один еврейский год подходит к концу, и снова в разгаре месяц элул – время подготовки к Рош Ашана, Новому году. Этот месяц дарит нам возможность оглянуться назад и подвести итоги. Мы стремимся исправить ошибки, совершенные за прошедшие двенадцать месяцев, оставить позади неприятности и забрать с собой в новый год только хорошее, важное и ценное.

Сейчас, когда все вокруг дышит ожиданием чего-то светлого и сладкого, нам так хочется верить, что наступающий год будет лучше этого. Мы готовим «символы» – сладкое яблоко с медом, голову рыбы, золотые монетки моркови – как наши просьбы Всевышнему. Но в глубине души каждый из нас ищет тот самый секрет – как сделать так, чтобы все получилось. В этом нам может помочь особая дата элула – Хай Элул.

18-го элула, за двенадцать дней до окончания года, родились два великих еврейских праведника: рабби Исраэль Бааль Шем Тов – основатель хасидизма и рабби Шнеур Залман из Ляд – основатель движения Хабад. Всевышний спустил их души именно в этот день для того, чтобы поведать миру (и всем нам) главный секрет уходящего года. Давайте узнаем его вместе!

Новые слова: хасидизм, цадик, Ребе

С рождением раби Исраэля Бааль Шем Това (чуть более трех веков назад) в истории еврейского народа наступил новый период. До этого все евреи служили Всевышнему сами по себе. У каждого был свой путь. Кто-то учил Тору днем и ночью, кто-то даже алфавита не знал, работал в поле, а в синагогу приходил лишь по шаббатам. Кто-то считался мудрецом, а кто-то «народом земли» (невеждой). Каждый мог полагаться только на себя.  Все это привело к тому, что в середине 18 века изучением Торы занималась только весьма немногочисленная группа ученых евреев, а весь остальной народ медленно, но верно отходил от своих корней, угрожая полностью исчезнуть. Именно тогда Бааль Шем Тов начал свою миссию – помочь простым евреям найти свой путь к Б-гу. Тогда же появились понятия «хасидизм» – учение благочестивых, «цадик» – праведник и «Ребе» – глава хасидов.

Вначале Бааль Шем Тов не ждал, что простые евреи сами придут к нему, поэтому он ездил по местечкам и селам, собирал всех евреев на площади и рассказывал им, как Творец любит их. Он рассказывал, что молитва от чистого сердца так же важна, как и изучение Торы, а искренняя любовь к ближнему равноценна всем заповедям. Горячая любовь последователей Бааль Шем Това к Всевышнему сопровождалась не менее горячей их привязанностью к своему наставнику. Хасиды оставляли свои дома и города и всюду сопровождали рабби Исраэля, ведь они чувствовали: эта связь с праведником на уровне души наполняет их жизненной силой.

«Приблизиться к любимому сыну короля»

Бааль Шем Тов в свою очередь тоже любил каждого еврея – и даже самым простым из них он открывал величайшие тайны Торы. Одной из таких тайн было то, что праведник является «любимцем» Всевышнего и может творить чудеса – ведь сказано в наших святых книгах, что «Праведник постановляет, а Всевышний выполняет».

«Если вы не можете приблизиться к королю, – говорил хасидам Бааль Шем Тов, – то вам стоит приблизиться к любимому сыну короля – и так вы сможете достичь и самого короля». К праведнику нужно не просто прийти, а «прильнуть». Тора (Дварим 11:22) велит нам: «Только будете строго соблюдать всю эту заповедь, которую Я заповедаю вам сегодня… – любить Всевышнего... и прильнуть к Нему». В комментарии на этот стих Торы Раши задает вопрос: «Но как вообще можно «прильнуть» ко Всевышнему?» – и тут же дает ответ: «Прильни к мудрецам Торы – и тебе будет засчитано, что ты прильнул к Нему».

При жизни Бааль Шем Тов не разрешал своим ученикам записывать все то, чему он их учил. Мудрые высказывания праведника передавались устно, и только через несколько поколений были собраны в отдельную книгу. Сам приезд к праведнику и время, проведенное рядом с ним, являлись крепкими «средствами связи» с праведником.

«Такая душа спускается в мир раз в тысячу лет»

После ухода Бааль Шем Това из этого мира многие его ученики сами стали Ребе. Каждый из них основал свое хасидское движение. Но главным учеником и последователем рабби Исраэля был Магид из Межирича. А у него в свою очередь был свой любимый ученик – рабби Шнеур Залман из Ляд – Алтер Ребе.

В тот день, когда Алтер Ребе родился – а было этот как раз в день рождения Бааль Шем Това, праведник сказал своим ученикам: «Сейчас в мир спустилась совершенно новая душа. Такая душа спускается раз в тысячу лет. Этот еврей проложит путь в служении Всевышнему».

«Прильнуть» к Всевышнему с помощью разума

Так и произошло. Движение Хабад коренным образом отличалось от «обычного хасидизма». Рабби Шнеур-Залман учил своих хасидов, что к Всевышнему (и к праведнику) нужно прильнуть не только при помощи сердца, но и при помощи разума. А как прильнуть к праведнику при помощи разума? Изучая его мудрость – книги, слова, письма, высказывания. Поэтому Алтер Ребе написал две основополагающие книги Хабада – «Шулхан Арух а-рав» и книгу «Тания» и еще множество книг и хасидских статей и всячески поощрял своих хасидов их изучать, чтобы постичь мудрость Всевышнего всей своей сущностью. Причем написание книги «Тания» рабби Шнеур-Залман так и объяснил: «В этой книге каждый человек найдет ответы на все свои вопросы».

«Сокровищница цитат»

В этом и заключается главный секрет месяца элул. Сегодня, 18 элула мы можем «соединиться» с двумя великими праведниками и получить от них множество благословений на следующий год.

Давайте же познакомимся с жемчужинами их мудрости:

«Любовь Б-га к еврею больше, чем любовь пожилых родителей к единственному ребенку» Высказывания Бааль Шем Това

«Вздох, который испускает еврей в результате своего сочувствия к боли ближнего, разрушает все непроницаемые преграды небесных ‘обвинителей’. А когда человек радуется радости своего ближнего и от всего сердца благословляет его, то это так же дорого Всевышнему и так же благосклонно принимается Им, как молитвы рабби Ишмаэля-первосвященника в Йом-Кипур в Святая Святых.»

«Все, что человек видит или слышит, является для него указанием в его поведении и служении Творцу.»

«Любить ближнего-еврея — значит любить Всевышнего. Ведь в Торе написано: ‘Вы – дети Б-га’ (Дварим 14:1). А когда кто-то любит отца, он любит и его детей».

«Душа человека спускается в этот мир и живет здесь семьдесят или восемьдесят лет только для того, чтобы сделать доброе дело еврею».

«Любовь Б-га к каждому еврею бесконечно больше, чем любовь пожилых родителей к своему единственному ребенку, родившемуся у них на старости лет».

«Любовь Всевышнего к каждому еврею распространяется не только на душу еврея, но и на его тело. Б-г любит всех евреев без различия: величайший мудрец Торы и самый простой еврей любимы Творцом совершенно одинаково».

«Все три любви — любовь к Б-гу, любовь к Торе и любовь к ближнему — на самом деле одно и тоже.»

«Необходимо идти на самопожертвование и полную преданность ближнему, даже к тому еврею, которого вы никогда не видели».

«Б-г – тень твоя» (Теилим 120:5). – Так же, как тень человека полностью повторяет его действия, так и Всевышний, поступает с нами в соответствии с нашими поступками.

«Тот, кто Один творит чудеса великие» (Тегилим 136:4). Все, что делает Всевышний, — это «великие чудеса». Но самые чудесные из всех этих чудес — это те, о которых знает только лишь Он.

Ваш ближний – это зеркало. Если ваше собственное лицо чистое, то таким же будет и тот образ, который вы видите в ближнем. Но если вы посмотрите на своего ближнего и увидите в нем какой-то изъян, то на самом деле, то, что вы видите, – это ваше собственное несовершенство. Таким образом Всевышний вам показывает, что именно вы должны исправить в себе.

Тора (Бемидбар 33) перечисляет 42 перехода в «странствиях сынов Израилевых, вышедших из Египта». Каждый из нас в жизни проходит свои личные сорок два особых путешествия, начиная с «исхода», – нашего рождения, проходя через многочисленные промежуточные станции и завершая свой путь путешествием   в духовную Страну Обетованную – в ту особую небесную жизнь, что наступает после окончания жизни земной.

«Пусть празднует земля субботу Г-споду» (Ваикра 25:2) – это означает, что нам нужно пропитать все земное и материальное "светом субботы" – духовностью и святостью.

«Первый месяц нового года – Тишрей – благословляется Самим Всевышним в "шаббат мевархин" ("шаббат благословения) - последний шаббат месяца Элула. Благодаря этому еврейский народ получает силу благословлять все остальные одиннадцать месяцев года.»

«В Торе написано: «Вот вы сегодня стоите (прямо) перед Г-сподом, Б-гом вашим» (Дварим 29:9). «Сегодня» относится к Рош а-Шана, который является Днем ​​Суда. Но сказанное Торой "стоите прямо, твердо" означает, что "вы" (каждый еврей) будете оправданы на суде.»

 «Я спросил Мошиаха: «Когда ты придешь?» и он сказал мне: «Когда твои источники распространятся наружу».  

«Все евреи являются братьями…»

Высказывания Алтер Ребе

«Основной аспект хасидизма – это то, что разум должен управлять сердцем».

«Вторая душа каждого еврея – это частица Б-га Свыше».

«Немного света прогоняет много тьмы».

«Все евреи являются братьями, ведь у их душ единый источник и только их тела разделены.»

«Необходимо жить «в ногу со временем» – вместе с недельной главой Торы.

«Материальность еврея – это духовность. Для этого Всевышний и дает нам материальное – чтобы мы могли превратить это в духовное. А если сейчас в нашей жизни это не так, то нам нужно принести Всевышнему хотя бы ‘жертву бедняка, и Он наполнит ее своей щедрой рукою».

«То, что в силах сделать хасидский фарбренген, даже ангел Михаэль не в силах сделать».

«Любовь ко Всевышнему и трепет перед Ним сравниваются в наших святых книгах с сыном и дочерью. Поэтому усиление в этом является ‘сгулой’ на рождение детей».

«Всевышний направляет шаги человека…» – когда еврей попадает в какое-то место – то это для того, чтобы он сделал там заповедь… Еврей является посланником Свыше, и   в любом месте, где бы он ни находился, он обладает силой Того, Кто его послал».

«Сказано, что тот, кто гневается подобен идолопоклоннику. И причина этого ясна всем, кто глубоко задумается над этим. В момент гнева человека покидает его вера, ведь если бы он верил, что все, что происходит, – от Всевышнего, то у него просто не было бы повода для гнева».

«Написанное в Торе: ‘И радуйся в праздники твои’ означает, что человек должен наполнить радостью свою жизнь, чтобы сама радость стала «праздником твоим».

«Конечная цель сотворения всего этого мира заключается в том, что Всевышний пожелал, чтобы к него было жилище в нижнем материальном мире.»

Желаю всем нам крепкой связи с праведниками и хорошего, сладкого нового года!

Анат Брусиловски


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину