23.01.2019
В Петербурге открывается выставка Меера Аксельрода «Немецкая оккупация»
Произведения «Гойи XX века» до 2016 года хранились в архиве семьи художника и не были известны даже специалистам. Теперь они будут впервые представлены российскому зрителю.
24 января в Музее Академии Художеств откроется выставка, приуроченная к Международному дню памяти жертв Холокоста и 75-летию снятия блокады Ленинграда.
Российскому зрителю впервые будут представлены около 100 живописных и графических работ из цикла советского художника Меера Аксельрода «Немецкая оккупация». Эти работы были созданы в 1942-1969 годах.
Они рассказывают о трагедии советского народа в годы Великой Отечественной войны и геноциде еврейского населения нашей страны. До 2016 года о существовании этого цикла не было известно даже специалистам: работы хранились в архиве семьи художника и вместе не экспонировались.
Большая часть этих произведений создана в 1942–1943 годах в Алма-Ате, где художник работал над декорациями к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Ужасы войны и Холокоста, беседы с беженцами из Польши и Белоруссии потрясли его. Одну за другой он создает десятки картин, рисунков, набросков с говорящими названиями «Расстрел», «Палачи», «Насильники», «Вешатели».
Эта серия, за которую Аксельрода назвали «Гойей XX века», - не только произведение высокого искусства, но и почти документальное свидетельство на суде истории над нацизмом.
В этих работах отражен не только ужас жизни на оккупированных нацистами территориях, но и массовое движение сопротивления, подвиги партизан и подпольщиков.
Организаторы выставки - фонд Александра Печерского и галерея «Веллум» при участии Евро-Азиатского Еврейского конгресса и Российского военно-исторического общества. Кураторы - Любовь Агафонова и Юлия Макарова.
Особое место на выставке занимает картина Меера Аксельрода «Узник» - единственный прижизненный портрет Александра Печерского, руководителя легендарного восстания в нацистском лагере смерти Собибор.
Cобственно, благодаря этому портрету и появилась идея выставки. Рассказывает глава фонда Александра Печерского Илья Васильев:
- Наш фонд занимается увековечиванием памяти Александра Печерского. В какой-то момент узнали, что его единственный прижизненный портрет написал Меер Аксельрод. Нам удалось получить эту картину в нашу коллекцию предметов, связанных с восстанием в Собиборе. И потомки Аксельрода рассказали нам, что этот портрет - лишь часть большой коллекции его работ, которая начала создаваться еще во время войны, когда художник был в эвакуации.
Коллекция выставлялась в Алма-Ате во время войны, а потом художник оказался в немилости. Столь натуралистичное изображение страданий, связанных с войной, не вписывалось в советскую идеологию. Лишь к концу жизни ему удалось сделать две выставки. Более 70 лет его работы оставались в архиве.
Нам захотелось показать его картины людям - не только как уникальный художественный массив, но и как свидетельство современника, примерявшего участь погибших евреев на себя. Ведь Аксельрод хорошо знал, что происходит с евреями, оказавшимися на оккупированных территориях.
О Холокосте многое написано и нарисовано, но это сделано сквозь призму лет и опыта. Работы же Аксельрода говорят со зрителем напрямую из того времени. Художник воспринимал происходящее как собственную боль и собственное возможное будущее, и потому его творчество бесценно.
Интересна история создания самого портрета. Аксельрод считал своей миссией задокументировать страдания, выпавшие на долю еврейского народа. В конце жизни, в 60-е гг., он создал цикл «Гетто». В ходе работы над ним он поехал в Ростов-на-Дону. Узнав, что там живет Печерский, он разыскал его и создал портрет «Узник». Печерский изображен на нем в той самой рубахе, в которой был в день восстания. Сам Аксельрод считал эту работу одной из вершин своего творчества. Наша выставка - единственная возможность посмотреть эту картину в Петербурге.
Выставка «Немецкая оккупация» с успехом прошла в Москве, Белоруссии, Нижнем Новгороде, Израиле. Мы хотим показать ее всему миру.
Дополнят выставку произведения Абрама Моносзона. Он прошел всю войну и после возвращения узнал о гибели в Могилеве отца, матери и брата. Переживания и кошмары художника отражаются в цикле «У врат рая». Основной мотив цикла - утрата Эдема, традиционного местечка с его не менявшимся столетиями укладом: праздниками, свадьбами, танцами, бытовыми деталями.
Выставка продлится до 17 февраля
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Адрес: Университетская наб., д. 17
По материалам сайта музея
Благодарим руководителя Фонда Александра Печерского Илью Васильева за информацию и материалы
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2