Все проекты
Общину поддержали 45522 раз

В KGallery открывается большая выставка еврейских художников

18 июля открывается выставка петербургских еврейских художников. Это совместный проект Ассоциации «Петербургская иудаика» и KGallery. О том, что будет представлено на выставке, и о ее концепции мы поговорили с ее куратором – д-ром Валерием Дымшицем.

- Выставка называется «Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности». Тут есть игра слов: имеется в виду и конкретное место на набережной Фонтанки — KGallery, и еврейская коннотация слова «местечко».

Организована выставка при поддержке Грантового конкурса музейных инициатив и выставочных проектов Российского еврейского конгресса, Генерального консульства Государства Израиль и благотворительного фонда «Региональный еврейский конгресс в Санкт-Петербурге».

Концептуально выставка построена на двух принципах:

  1. Большинство представленных здесь художников — евреи. Однако мы отбирали их не по фамилии: нам важно было не происхождение, а содержание творчества — художественная рефлексия на тему еврейской культуры.
  2. Авторы связаны с Петербургом — Ленинградом — и биографически, и творчески. Степень этой связи у всех разная. Шагал, например, учился в Петербурге четыре года — это немалый срок, хотя и сравнительно небольшой эпизод в его долгой жизни. Кто-то жил здесь долгие годы, кто-то всю сознательную жизнь.

Таким образом, это выставка художников, высказывающихся на еврейскую тему и при этом неразрывно связанных с Петербургом.

Легко и приятно делать монографические выставки. У нас же выставка получилась недюжинная — представлено 24 художника, то есть две дюжины, а не одна. Она охватывает 140 лет и пять поколений — от конца XIX в. до наших дней. Такую выставку делать непросто: работ так много, что главная проблема — не где достать картины, а от чего придётся отказаться.

Это работы из частных коллекций и корпоративных собраний — в том числе «Петербургской иудаики» и KGallery. Часть работ предоставили ныне здравствующие художники — за что им большое спасибо.

Один из героев выставки – Исаак Аскназий, знаменитый в конце XIX в., а ныне почти забытый художник. Он стал первым евреем, получившим звание академика живописи – это было самое высокое признание для художника в дореволюционной России. Его живопись репродуцировалась в журналах и на почтовых открытках. Известны его монументальные полотна на библейские темы – например, именно за картину «Моисей в пустыне» (1885) он получил звание академика. Мы выставляем некогда знаменитую картину Аскназия «Еврейская свадьба», интересную и с художественной точки зрения, и своим содержанием – это сцена из местечка: хупа, музыканты-клезмеры…

ИСААК АСКНАЗИЙ. ЕВРЕЙСКАЯ СВАДЬБА. 1894.
Холст, масло / 94 × 105 © Государственный Русский музей

На выставке будут представлены картины классиков, прославившихся в ХХ в. – того же Шагала, Альтмана (не портрет Ахматовой, а работы на еврейскую тему!), Соломона Юдовина; картины прекрасного ленинградского художника Давида Загоскина, умершего в блокаду – они посвящены еврейскому местечку.

Дальше идут художники так называемые «среднего поколения», заявившие о себе в 60-е – 70-е годы: Анатолий Каплан, Давид Гоберман, Соломон Гершов и примыкающий к этой плеяде Иосиф Зисман.

Затем художники 70-х, 80-х, 90-х, нулевых годов, а также наши современники – Арон Зинштейн, Анатолий Заславский.

Выставка построена не по принципу хронологии или имен, а тематически. Один и тот же художник может оказаться в разных залах и разделах - в зависимости от того, какую грань еврейской жизни он показывает.

Самый большой, «фасадный» раздел – «Жизнь в местечке». Это то, как художники помнили или представляли себе жизнь местечка.

Раздел «На Фонтанке» посвящен жизни еврейских художников в Петербурге. Здесь можно увидеть автопортреты – или портреты друг друга. Так мы показываем еврейское искусство в Петербурге – Ленинграде – Петербурге не как набор имен, а как единое явление, целостную художественную школу.   

Этих художников действительно многое объединяло: младшие учились у старших, поддерживали друг друга. Антокольский участвовал в судьбе Аскназия, Аскназий помогал Маймону, Маймон заботился о молодом Шагале. Еще один ученик Пена — Соломон Гершов, выходец из Белоруссии, — тесно общался с Капланом и Гоберманом; молодому Гоберману помогал Юдовин… Это было множество неформальных связей — и внутри поколения, и между разными поколениями.
Еврейские художники любили разговаривать друг с другом, смотреть друг на друга — и ощущали себя единым целым.

В KGallery открывается большая выставка еврейских художниковАРОН ЗИНШТЕЙН ПОРТРЕТ КРАСИВО ПОЮЩЕГО ЗАСЛАВСКОГО. 2009.
Холст, масло / 80 × 60. Собрание художника. Санкт-Петербург

Следующий раздел – «Семейный альбом». Когда исчезли местечки, еврейская жизнь переместилась с улицы в квартиру, в семейный альбом, в портреты дедушек, бабушек, дядь и теть.

АЛЕК РАПОПОРТ. СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ. 1973.
Холст, масло. Собрание KGallery, Санкт-Петербург

Эти сюжеты «земные», а дальше идут «небесные». Двухэтажное пространство галереи позволяет сделать это разделение зримым. На втором этаже расположены разделы, посвященные религиозным мотивам.

Здесь «Танах» (библейские сюжеты), «Пуримшпиль» – все, что связано с еврейским театром. А самый просторный зал – «Дом молитвы» – посвящен религиозным праздникам, обрядности, синагогам. Там представлены работы Соломона Гершова, Леона Нисенбаума, Анатолия Заславского, Татьяны Погорельской…

СОЛОМОН ГЕРШОВ. СУЛАМИФЬ. 1973.
Бумага, гуашь, темпера / 75 × 59. Собрание семьи художника, Санкт-Петербург

АНАТОЛИЙ ЗАСЛАВСКИЙ. ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА ФЕЛИКСА ЛЕЙБОВИЧА НА ФОНЕ СИНАГОГИ В ЖОЛКВЕ. 2001.
Холст, масло / 80 × 90. Собрание художника, Санкт-Петербург

И, наконец, последний раздел – «Райский сад». Как вы думаете, чему он посвящен? Конечно же, кладбищам. Традиционное еврейское кладбище XVIII – начала XIX вв. – это настоящий музей под открытым небом: изысканные надгробия, изображения волшебных зверей в фантастических садах. Многих художников, от Альтмана до наших современников, интересовал еврейский орнамент, который в реальности можно увидеть только на мацевах. В их работах все эти каменные птицы и львы превращаются в графику и живопись.

НАТАН АЛЬТМАН. ЭСКИЗ ОБЛОЖКИ ЖУРНАЛА JUDAICA. 1915. Бумага, карандаш / 18,3 × 26,8. Собрание Ассоциации «Петербургская иудаика», Санкт-Петербург

Отдельно хочу упомянуть еще двух героев выставки – замечательных театральных художников. Это Эмиль Капелюш, автор керамических работ на библейскую тему – и Валерий Полуновский, профессор Института сценических искусств (Театральный институт на Моховой). Полуновский представлен на выставке в двух ипостасях: на выставке вы увидите его плакаты – настоящая хроника современной еврейской жизни в Петербурге – а еще именно он создал оформление и дизайн самого выставочного пространства. Его усилиями выставка превращается в своего рода театр, где бродят волшебные козы, летают волшебные птицы – и все это в белых и синих тонах.  

ВАЛЕРИЙ ПОЛУНОВСКИЙ. АФИША ФЕСТИВАЛЯ КЛЕЗМЕРСКОЙ МУЗЫКИ. 2004.
Цифровая печать / 70 × 50. Собрание художника, Санкт-Петербург

Почему мы проводим выставку именно в KGallery? Потому что это единственная в Петербурге галерея, которая занимается не только современным искусством, но и создает большие ретроспективные выставки, посвященные художникам прошлого. По сути, это выставочный зал, работающий как маленький альтернативный Русский музей — другой такой площадки в городе нет.

Изображения взяты из каталога выставки с любезного разрешения организаторов

Подробнее

Выставка «Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности» будет проходить в KGallery (наб. Фонтанки, 24) с 18 июля по 14 сентября.

Билеты будут продаваться, начиная с 18 июля.

По материалам выставки издан каталог. В скором времени он поступит в продажу.

Официальный анонс выставки


Вконтакте

РЕКОМЕНДУЕМ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

editor@jeps.ru

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Подписка на рассылку
Уже поддержали общину