Все проекты
Общину поддержали 30962 раз

Вещи и голоса из преисподней

26 февраля в нашем городе на территории Военно-медицинского музея открылся Музей жертв нацизма.

Почему именно там? Дело в том, что в Военно-медицинском музее много десятилетий хранились страшные экспонаты, попавшие туда после войны, приведенные из Освенцима, Заксенхаузена, Биркенау. Это чудовищные фотографии, рисунки «с натуры», выполненные художниками Загорским и Подорожным. Но это и вещественные экспонаты, от которых стынет кровь: например, настоящий полуфабрикат мыла из человечины. Настоящие волосы заключенных – они тоже шли в дело. Детская обувь. Пепел. Все, что ассоциируется для нас с ужасами нацистских концлагерей.

Музей жертв нацизма находится в небольшом помещении во внутреннем дворе Военно-медицинского музея. У входа – имитация колючей проволоки и грозные надписи-предупреждения на немецком. Так выглядел вход в настоящий концлагерь.

В самом зале – инсталляция: лагерные фотографии и слова псалма: «Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней».

Записная книжка Залмана Градовского

Кажется, о немыслимом можно говорить только чужими, священными, древними словами – обычный человеческий язык не выдержит такой нагрузки. Но были люди, свидетельствовавшие о случившемся непосредственно из преисподней, с самого ее дна. Одно из таких свидетельств, сохранившееся именно в собрании Военно-медицинского музея, стало знаменитым. Речь идет о записной книжке Залмана Градовского.

Уроженец города Сувалки, польский еврей, неудавшийся писатель, Градовский после первой селекции не попал (в отличие от всей своей семьи) в газовую камеру. Ему выпала участь еще более страшная: как физически сильный мужчина, он был определен в зондер-команду. Одновременно он был участником группы Сопротивления. 7 октября 1944 года он стал одним из руководителей восстания зондер-команд. Восставшие не рассчитывали на спасение. Но они сумели искупить свою страшную службу (ведь по существу они были соучастниками убийц: в их функции входило не только уничтожение трупов, они должны были убедить жертвы раздеться и войти в газовую камеру). Им удалось частично взорвать крематорий и на четверть уменьшить «производительность» смертельной машины. Градовский при этом погиб. Тетради со своими записями он закопал в пепел. Не надеясь, что кто-то из заключенных выживет, он рассчитывал на то, что войска антифашистской коалиции войдут в лагерь. Там же были закопаны монеты множества стран – чтобы освободитель знал, откуда пригоняли заключенных в Освенцим.

Эти монеты попали в Военно-Медицинский музей. И одна из двух тетрадей Градовского. (в экспозиции представлена точная копия. Воспроизведено все – в том числе жуткие пятна человеческого жира, из-за которых не все записи читаемы). И металлическая фляга, в которой тетрадь была найдена. Вторая тетрадь – в музее Яд-Вашем. Градовский не верил и в то, что кто-то из европейских евреев выживет, а записи все равно вел на идише, на родном языке. Иначе – не мог.

Ольга Никитична Клименко, спасительница детей

А вот совсем другая история. Ольга Никитична Клименко, выпускница Днепропетровского мединститута, спасала советских военнопленных, выправляла им новые документы и «выписывала» к партизанам в леса. За это сама была арестована и после пребывания в Гестапо (откуда вышла совсем седой) попала сначала в Маутхаузен, потом в Освенцим. В концлагере она как врач была на особом положении – жила, к примеру, в отдельном закутке барака, спала на кровати. И все свое положение использовала для спасения жизни детей. Детей, которых, например, использовали как доноров крови – и для этого ненадолго оставляли в живых. (Нацистские «ученые» пришли к выводу, что переливание от еврейского ребенка, не достигшего полового созревания, не портит чистоту арийской крови). Часть детей Клименко удалось спасти, и сама она выжила. Это страшная история с (относительно) хорошим концом.

Покажут ли музей детям?

По словам куратора музея Анны Юрьевны Волькович, Холокост будет главной темой рассказа, но не единственной. Зайдет речь и об уничтожении цыган, и о бесчеловечном обращении с советскими военнопленными, и о программе «эвтаназии» больных людей, и медицинских экспериментах на людях. Доктор Менгеле, к примеру, интересовался: можно ли изменить цвет глаз, с карего на более «арийский» серый. Эксперимент ставился на детях, им капали в глаза некое лекарство, от которого они мучительно слепли. Вообще концентрация ужасных, нечеловеческих деталей и подробностей в небольшой (едва ли 15 квадратных метров) комнате поразительна.

Музей откроется для посетителей 29 февраля. Посещение предусматривается группами, по записи. Допускать ли детей? После долгих раздумий решили, что поставят маркер «12 плюс» (хотя здесь много такого, что и взрослого человека может лишить сна). Но есть вещи, которые подрастающее поколение должно знать, какими бы тяжелыми они ни были.

Валерий Шубинский

Фотографии представлены пресс-службой музея

Как попасть в музей?

Посещение «Музея памяти жертв нацизма» включает в себя знакомство с экспозицией (в сопровождении экскурсовода) и просмотр документального фильма «Освенцим» (1945).

В будние дни - только групповое посещение (группа до 15 человек) по предварительной записи по телефону 952-5543. Стоимость посещения для группы: 1500 рублей и входные билеты.

В выходные дни возможно индивидуальное посещение на сеансы в 13:00 и 15:00 (29 февраля и 1 марта – также в 12:00 и 16:00). Количество посетителей - до 15 человек на сеанс. Группы формируются у кассы музея не позднее, чем за 5 минут до начала сеанса. Проход посетителей по входным билетам.

 


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину