12.04.2022
В Cинагоге планируют восстановить дореволюционную фисгармонию
Достопримечательность и легенда петербургской Синагоги – старинный музыкальный инструмент, более ста лет хранящийся на хорах молельного зала – скоро будет возвращена к жизни!
Иногда этот раритет называют органом, но на самом деле это редчайшая двухмануальная кафедральная фисгармония, произведенная американской фирмой «Story and Clark», г. Чикаго, предположительно, в 1903 году. Точнее определят эксперты.
А зачем Синагоге фисгармония?
Можно только гадать, при каких обстоятельствах инструмент появился в Синагоге, был ли приобретен общиной или кем-то подарен.
По мнению известного петербургского музыковеда Евгении Хаздан, те, кто установили фисгармонию в петербургской Синагоге, ориентировались на европейскую традицию. Например, в немецких и английских синагогах были распространены службы с органным сопровождением.
Обложка сборника «Тода вэ Зимра» (Благодарность и песнь). Литургические мелодии для хора в сопровождении органа (или без оного). Автор – Луи Левандовский (1821-1894), немецко-еврейский композитор, автор литургических композиций для синагогальных служб.
И в одесской Хоральной Синагоге, построенной намного раньше петербургской, был установлен орган в 1901 году.
Хаздан пишет:
«Главной функцией фисгармонии мог быть аккомпанемент пению кантора. Даже на простой модели с единственным мануалом на фисгармонии удобно имитировать пение двух мишуреров - зингера и баса, выгодно обрамляя солирующий голос. Еврейская община Петербурга складывалась, в первую очередь, из состоятельных и европейски образованных людей: это были финансисты, купцы, предприниматели, врачи, музыканты, некоторые категории ремесленников. Строительство большой Синагоги в столице Российской Империи, несмотря на запрет селиться здесь простым евреям, было не только вопросом веры, но также и знаком статуса всей общины. Проводимые в Синагоге службы должны были соответствовать высокому ''столичному'' уровню.
Поэтому музыкальному оформлению служб также уделялось большое значение: в Большой Хоральной Синагоге Петербурга служило два кантора, дирижер хора, хористы (9 взрослых и 6 мальчиков). В песнопениях могло участвовать до 22 человек. Для решения вопросов, связанных с музыкальным оформлением, привлекались специалисты, входившие в специальную Музыкальную комиссию синагоги (например, дирижер М. А. Гольденблюм). По-видимому, именно эта комиссия принимала решение о приобретении фисгармонии...».
Молчание, затянувшееся на век
Очевидно, что с 1917 года эта традиция была утрачена, и инструмент на хорах Большого молельного зала замолчал на долгие 105 лет. За минувшее столетие фисгармония обветшала и вышла из строя, но все же сохранила свой величественный вид.
Периодически в Синагоге возникали разговоры о том, что стоило бы отреставрировать инструмент, но до дела не доходило: очень уж ответственный и затратный проект, заниматься этим было некому... Да и мало кто знал о наличии раритета – доступ на хоры обычно закрыт.
Начало возрождения
Летом 2021 года, в процессе проведения работ по глубокой модернизации системы отопления Синагоги, на фисгармонию обратил внимание Михаил Миропольский - член еврейской общины, осуществляющий организационное и инженерное сопровождение работ, имеющий богатый опыт реставрации антиквариата и музыкальных инструментов.
Стремясь возродить утраченные музыкальные традиции Синагоги, Михаил сформировал инициативную рабочую группу, пригласив лучших профильных специалистов. Свое согласие на участие в реставрации раритета дали признанные мэтры органостроения, и осенью 2021 года работа началась.
Уже при первичных осмотрах стало ясно, что для возвращения инструмента к жизни предстоят серьезные работы и по механизму, и по корпусу, и по обеспечению. Необходимо провести экспертизу, дефектовку, обмеры, описать состояние каждой детали, выполнить проект восстановления ножной клавиатуры, утраченной скамьи, затем - решить, где найти и как восстановить утраченные детали, и, в конечном итоге, определить - во сколько обойдутся работы по непосредственно реставрации механизма и корпуса, а также – по последующей интонировке звукоизвлекающих элементов.
Красные кружочки – это места, где крепились ручки для переключения регистров. Исторические ручки, к сожалению, утрачены. У этого инструмента 64 регистра – целый оркестр!
Для того, чтобы необыкновенные оттенки «голоса» инструмента могли оценить слушатели, Большой зал синагоги будет оборудован системой подзвучки, необходимость которой в любом случае давно назрела.
Подзвучка? А как без нее обходились в конце 19 века?
Возникает вопрос: а как проблема со звуком решалась в конце 19-го века, когда строилась Большая Хоральная Синагога? Очевидно, что изначально, до всех реставрационных работ, акустика Большого зала была идеальной! Достаточно вспомнить, как чудесно распространяется звук в вестибюле первого этажа, где исходная акустика сохранилась.
Хоры на четвертом этаже, где находились хористы, кантор, скрипачи и фисгармония, оборудованы историческим полусферическим резонатором, и этого было достаточно, чтобы звук равномерно распространялся по залу. Но на сегодняшний день замечательные естественные акустические характеристики Большого зала безвозвратно утрачены, и без электрической подзвучки не обойтись.
Фисгармония и вентиляция
Для неспециалиста это может звучать неожиданно, но при возвращении к жизни музыкальных традиций еще сильнее ощущается, что в Синагоге нет систем вентиляции, кондиционирования и дымоудаления.
То, что памятник архитектуры федерального значения не соответствует современным климатическим нормам, печально само по себе. Но возникают еще и дополнительные проблемы, связанные со спецификой здания. Дело в том, что теплый воздух имеет свойство подниматься наверх. И если после модернизации системы отопления Большого зала температура воздуха в уровне первого этажа стабильно держится на отметке +21° С, то на хорах она может достигать уже +30° С!
Это тяжело для музыкантов и вредно для деревянных элементов инструмента: летом, при повышенной влажности, деревянный корпус и детали механизма отсыревают, а зимой рассыхаются и, следовательно, дорогостоящая интонировка инструмента будет снова утрачена.
Вид с хоров Синагоги
Для посетителей и слушателей, находящихся на первом этаже и на Женской галерее, эта ситуация тоже неприемлема: достаточно вспомнить духоту, возникающую в Большом зале почти сразу после начала многолюдных мероприятий. Поэтому в техническом задании, которое разработал Михаил Миропольский, предусмотрены меры для обеспечения комфортных климатических параметров в Синагоге.
Наш старинный духовой инструмент устроен так, что во время исполнения сбоку должен стоять специально обученный сотрудник и деревянной рукояткой физически накачивать воздух в меха. Современные духовые органы оборудуются специальными вентиляторами. Поэтому в техническом задании предусмотрена профессиональная установка по нагнетанию воздуха в фисгармонию без изменения ее конструкции.
Проект, важный для всего Петербурга
«Этот проект поможет расширить и разнообразить культурную и музыкальную жизнь общины, возродить историко-культурные традиции, заложенные ее создателями, - считает Михаил Миропольский. - Можно будет проводить музыкальные мероприятия, исполнять произведения еврейских композиторов, обучать детей, проводить экскурсии.
Без всякого сомнения, разработанный проект имеет огромное культурное и социальное значение не только для еврейской общины, но для всего Петербурга в целом».
Техническое задание, подготовленное рабочей группой, находится на рассмотрении у правления общины и, как мы надеемся, вскоре будет утверждено, как и договор на экспертизу инструмента. Тем более, что никаких средств общины для этого не требуется.
Фото аналогичного инструмента из открытых источников. Вот так он выглядит в хорошем, отреставрированном состоянии.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2