Все проекты
Общину поддержали 30913 раз

Почему нельзя глядеть в лицо злодея?

И всегда ли хороша настойчивость в молитве? Раввин Ури Суперфин отвечает на эти вопросы, основываясь на содержании недельной главы «Толдот». Советуем освежить в памяти текст главы тут

Ицхак, сын Авраама, женат уже 22 года, а детей Б-г не дал. Он молится Вс-вышнему, долго и упорно, и наконец Вс-вышний внемлет его молитвам. В Хумаше то, что Творец уступил просьбам Ицхака, описывается всего одним глаголом «ва-йеатэр». Он однокоренной тому глаголу, который описывает мольбу Ицхака («ва-йеэтар»), только стоит в страдательном залоге. И, казалось бы, суть ясна: долгая и упорная молитва принесла плоды. Однако комментарий Раши удивляет: он тремя схожими глаголами описывает то, что случилось. На русском это должно выглядеть примерно так: «Уговорился, соблаговолил, дал Себя уломать». Какая нужда в этом тройном описании?!

Рассказывают, что некий еврей обратился к раву Зонненфельду с еще более острым вопросом на этот отрывок из недельной главы. Он спросил: «Разве праотец наш Ицхак – злодей, что с таким трудом откликнулся на его просьбу Вс-вышний?!»

У раввина не было ответа. Спросивший же уже имел «в рукаве» заготовленный ответ и, испросив дозволения, сказал так: «Когда дети Ицхака подросли, настал день, в который Эсав, сын Ицхака, натворил много не богоугодных дел – совсем не в духе того, чему учил его дед. И Вс-вышний, чтобы не огорчать Авраама, умерщвляет его, Авраама, на пять(!) лет раньше назначенного срока! Только чтобы Авраам не видел этого позора! Вот и выходит: родись Эсав на пять лет позже, его дедушка умер бы в отведенный ему срок. Но получилось, что сын Авраама, Ицхак, своими упорными молитвами преждевременно свел отца в могилу! Поэтому-то так долго Всевышний не давал Ицхаку потомства. А вовсе не из-за того, что Ицхак не удостоился иметь детей».

«Твои слова – абсолютная истина! – воскликнул рав Зонненфельд. – И неслучайно численное значение слов ''...и услышал Всевышний его мольбу'' равно численному значению слов ''пять лет''!»

...Нам же стоит извлечь из этой истории важный урок. Кто знает, не является ли порой молчание Небес на наши молитвы актом милосердия по отношению к нам или к нашим близким? Может, не стоит слишком настаивать?

И было, когда состарился Ицхак, и замутнился свет очей его...» (Толдот 27:1)

Сказал рабби Йоханан: «Запрещено смотреть в лицо злодею». Рабби Элиэзер сказал: «Глаза такого тускнеют, как написано: ''И было, когда состарился Ицхак, и замутнился свет очей его''– из-за того, что смотрел в лицо Эсава-грешника» (трактат Мегила 28:1).

Комментаторы Талмуда (Мааршо, «Рош Йосеф») так объясняют причину этого запрета: поскольку грешник пренебрегает божественной волей, смотреть в его лицо означает смотреть на позор Творца. (Беглый взгляд не запрещен – видимо, он не успевает дать «цельную картину» этого позора).

По каббале, причина этого запрета в том, что человек – через глаза – соединяется с антиподом богоугодности. Список того, на что, с точки зрения каббалы, смотреть нежелательно, весьма велик.

«Лев Элиягу» поясняет: человек «заражается» от злодея и поэтому сам претерпевает некую духовную деградацию.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину