17.06.2021
В Петербурге впервые покажут «Кабаре Терезин»
В преддверии премьеры мы побеседовали с режиссером спектакля, лауреатом театральных премий Ниной Чусовой.
- Как возникла идея спектакля?
- Некоторое время назад наш композитор и аранжировщик Сергей Дрезнин сделал небольшую постановку с двумя актерами и с несколькими музыкантами в кабаре в Вене. А потом в Нью-Йорке - на базе подлинных стихов и музыки узников Терезина. Возникла идея поставить спектакль в России. Сергей привез двух актеров, исполнявших его на английском языке. Мы показали его руководителям Российского еврейского конгресса Виктору Вексельбергу и Евгению Белову, представителям Еврейского музея. Было понятно, что тема актуальна. Меня попросили сделать спектакль на русском языке, понятный и эмоционально близкий нашим зрителям. И тогда я написала сценарий: уже не документальные номера в исполнении двух актеров, а сюжетное произведение, где есть герои, каждый со своей судьбой. Во главе с Ильзе Вебер. Это реальный человек, писательница, которая стала узницей Терезина вместе с мужем и ребенком. Получился в музыкальный спектакль, который уже посмотрела московская публика.
Рождался спектакль тяжело, в пандемию. Каждый раз нам казалось, что еще немного, и все развалится, но мы преодолевали все трудности. Я иногда думаю: нам будто специально даны были такие сложные условия чтобы мы по-настоящему почувствовали: кабаре действительно было в концлагере, и оно существовало вопреки всем обстоятельствам.
- Мировая премьера состоялась в Москве?
- Да. Сначала, когда ни один зал не работал, мы играли «Кабаре Терезин» в подвале на Хитровке. Это было, можно сказать, иммерсивное представление: пятьдесят зрителей стали практически соучастниками действа - подобно зрителям того, настоящего, кабаре в лагере Терезин. А когда это снова стало возможным, мы вышли на большую сцену и теперь играем на сцене Центрального Дома Актера в Москве на Арбате.
- Расскажите, пожалуйста, о музыкальной и литературной составляющих спектакля.
- В спектакле звучат произведения композиторов - узников лагеря Терезин, а также несколько авторских композиций Сергея Дрезнина. Аранжировки тоже его. У нас живой небольшой оркестрик - точно такой же, какой был там, в лагере Терезин.
Литературная основа спектакля - это документы.
Сохранились письма, стихи. Муж Ильзе Вебер, Вилли, спрятал все ее тетрадки, записи. Они были найдены уже после освобождения лагеря. Сама же Ильзе была этапирована в Освенцим, где погибла.
Все создавалось по этим документам, по обрывкам фраз, по переписке, шуткам, записанным на клочках бумаги. В основу видеоряда, сопровождающего действие, легли подлинные рисунки, которые дети и взрослые создали в лагере, они тоже сохранились, и нам хотелось, чтобы их увидели все. Помимо этого, в оформлении спектакля используется кусочек фильма, снятого нацистами после того, как лагерь посетили представители Красного Креста. Ведь тогда была создана жуткая лживая нацистская легенда о том, что фюрер якобы подарил город Терезин евреям. Сам лагерь был объявлен «образцовым». Перед приездом делегации Красного Креста в лагерь Терезин нацисты создали чудовищную по своему цинизму иллюзию: нарядили несколько сотен статистов, выстроили «потемкинские деревни». И снял этот фильм режиссер-узник. А потом все эти люди были отправлены в Освенцим, ни одного не осталось в живых. Эти кадры сохранились, и мы их демонстрируем.
Мы провели огромную работу по сбору материалов, документов. И спасибо Сергею Дрезнину, он «живьем» фотографировал эти документы, потому что лично встречался с сыном Ильзе Вебер, оставшимся в живых. Таким образом, спектакль - еще и результат серьезной исследовательской работы. Это захватывало дух и производило сильнейшее впечатление на всех нас. Поэтому актеры просто не могут сколь-нибудь отстраненно произносить эти тексты, это невозможно. Они, я бы сказала, почти в качестве медиумов выступают в данном случае.
- Название спектакля - историческое название того самого кабаре?
- Да, название «Кабаре Терезин» оттуда. Узники сами создали кабаре, и это было очень посещаемое место, несмотря ни на что. Я удивляюсь, как люди в жесточайших условиях находили в себе силы играть спектакли. Бороться со смертью с помощью искусства, несмотря на голод, холод, несмотря на то, что их родных каждый день отправляли «на восток», в Освенцим. Но разговоры про смерть были запрещены. Это потрясающая сила духа. Это потрясающая жажда жизни, которой мы должны учиться у этих людей.
Зрителями кабаре были сами узники. Лагерь Терезин населяла культурная элита Европы: режиссеры, певцы, артисты, журналисты, профессора. Они сами организовали свою духовную жизнь, никто им не давал никаких средств, ничего. Люди приходили после тяжелейших работ и все равно находили в себе силы и желание приходить на спектакли, лекции. Там была настоящая культурная жизнь. Просто они не могли без этого существовать. Они говорили: «Лучше умереть от смеха, чем от голода и уныния».
- В спектакле есть и детские роли?
- Да у нас играет один ребенок. А вообще в лагере было много детей. Людей ведь отправляли туда целыми семьями. И как раз Ильзе Вебер работала медсестрой в детском госпитале и читала детишкам сказки. Вообще она могла не ехать в Освенцим, но в тот момент забирали детей, и она поехала вместе с ними. Она их не могла оставить.
- С точки зрения сценографии, какие вы бы упомянули интересные моменты, современные решения?
- Их много. Например, использование видео. У меня перед внутренним взором мелькали вагоны, в которых людей отправляли на смерть, и словно звучал в ушах шум этих вагонных дверей. И это отражено в спектакле - стены, они то просто стены, то вдруг стены вагонов, то - сделанные из вагонки стены гримерки в лагерном театре. Ужасные вещи, которые превращены в театр. Но это и современное шоу. Так, рисунки, которые использованы в спектакле, мы «оживили», создав анимацию. И герои, и эти визуальные образы сосуществуют в пространстве сцены.
- Скажите, пожалуйста, где еще планируется показать спектакль «Кабаре Терезин»?
- Мы планируем поездки в Израиль, в Австрию, Францию. И, я думаю, у спектакля большой фестивальный потенциал. Спектакль наш интернациональный. Он необходим и для России, и для всего мира. Наши зарубежные коллеги приезжают, им очень нравится спектакль, они зовут нас выступать, но пока, к сожалению, осуществить это мы не можем. Ждем открытия границ.
- Элемент иммерсивности, общение со зрителем предполагается и дальше, или он имел место только во время первых показов?
- Мы стараемся сильно не погружать зрителей внутрь, потому что хочется провести черту, показать, что события произошли в прошлом. Да, наши герои - сильные духом люди, великолепные, полные любви и жажды жизни. Но должна быть надежда, уверенность, что показанные в спектакле события никогда не повторятся.
Алла Ефремовна Гербер, президент Научно-просветительного центра «Холокост»:
- Спектакль «Кабаре Терезин» необыкновенно честный. За ним колоссальная правда. Правда лагеря, где люди старались не просто выживать, а полноценно жить. Они пели, рисовали, играли. Они были музыкантами, поэтами, они влюблялись. Они жили до той последней минуты, когда их увозили в лагерь смерти. И этот спектакль именно об этом. Он не о смерти, он о жизни.
Существует зло, и оно юродствует, мутирует, надевает разные маски. Но оно всегда направлено против человеческой сущности и достоинства. Это зло надо уметь опознать и противостоять ему. А как? Только добром, любовью, верой в то, что жизнь - это Г-сподний дар. Ее надо ценить и обогащать. И твое богатство - это не деньги. Твое богатство - и об этом спектакль - это любовь, талант, умение преодолевать трудности и жить до последней минуты.
Подробнее о спектакле и билетах
Материал подготовила Наталья Кучевская
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2