15.04.2015
Много синагог в одной
Много синагог в одной
В Большой Хоральной Синагоге Петербурга открылась фотовыставка «Синагоги Центральной и Восточной Европы. 1782 – 1944 гг.». Создана выставка в 2014 году по инициативе МИДа Венгрии и при активном участии Ассоциации культуры венгерских евреев. Ее возят по разным городам и странам, показывают в синагогах, общинных центрах, музеях. К нам выставка приехала из Астаны, следующие пункты назначения – Вильнюс и Москва. Выставка представляет собой 20 огромных стендов с изображениями синагог Венгрии, Словакии, Чехии, Сербии, Румынии – как исчезнувших, так и сохранившихся.
«Материалы для выставки подготовил профессор и еврейский деятель Рудольф Клайн. Он собирал их всю свою жизнь», – рассказывает Илдико Маркуш, представитель Генерального консульства Венгрии, организатор выставки в Петербурге, присутствовавшая на ее открытии.
![]() к открытию выставки |
Ученый пытается через архитектуру синагог рассказать о том пути эмансипации, который проделали евреи Центральной и Восточной Европы, покинувшие местечки, переселившиеся в большие города и занявшие достойное положение в обществе. Как показывает Рудольф Клайн, сами здания синагог красноречивы: в особенностях архитектуры отражены взаимоотношения между евреями и «титульным» населением страны; чаяния и оптимизм тех, кто построил эти синагоги и в них молился.
Еще одна важнейшая задача, которую ставил перед собой ученый, – подвести итог того, как еврейское наследие Европы сохранилось после Холокоста.
Вывод, к которому приходит ученый, неутешителен: эмансипированные евреи, с энтузиазмом влившиеся в европейское общество, на деле присоединились не к развивающейся, а к умирающей культуре. Трагический конец всем надеждам положил Холокост.
Как известно, у синагог не существует единого, всеми принятого архитектурного стиля. Однако после эмансипации евреи испытывали потребность ярко заявить о себе окружающему миру, отсюда разнообразные эксперименты с архитектурными формами. Автор предлагает интересную аналогию. Если христианские здания можно сравнить с традиционным ресторанным меню, то синагоги – это «шведский стол», где архитектурные элементы разных стилей комбинируются произвольно. Рудольф Клайн приводит примеры синагог, выстроенных по типу:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Рудольф Клайн подводит итоги того, какая участь постигла множество синагог Центральной и Восточной Европы после Холокоста. В лучшем случае, сегодня это еврейские музеи, памятники Холокоста. Внутренние пространства и особенности интерьера синагог при этом бережно сохранены. К сожалению, здания многих синагог превратились в картинные галереи, библиотеки, концертные залы, культурные центры, рестораны, склады, жилые здания, магазины, школы, склады, даже христианские церкви! И, конечно же, о сохранности внутреннего пространства говорить здесь не приходится.
В 2014 году правительство Венгрии открыло программу спасения синагог, находящихся под угрозой разрушения. Это синагога венгерского города Кесег, Будапештская синагога, синагога города Дебрецена и синагоге в городе Суботица (Сербия). Работы по реставрации этих синагог осуществляются при поддержке Всемирного фонда памятников, Европейского Союза, сербского государства; внутренние реставрационные работы будут финансироваться венгерским государством.
Выставка открыта в Большой Хоральной Синагоге (Лермонтовский, 2, холл Женской галереи) в следующие часы:
Чт 16 апреля 10:00 – 18:00
Пт 17 апреля 10:00 – 17:00
Вс 19 апреля 10:00 – 18:00
Пн 20 апреля 10:00 – 18:00
Фото с открытия выставки
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2