01.06.2025
Почему Тора была дана в пустыне?
Мы знаем, что Тора была дана в пустыне Синай. Почему? Одно из объяснений – потому, что пустыня ничья. Если бы Тора была дана в Земле Израиля, евреи, живущие за ее пределами, могли бы сказать: «Это не мое». Но пустыня – не чья-то, она принадлежит всем. Так и Тора: она – для каждого.
Но есть тут и более глубокий смысл. Пустыня – это место, где ничего нет. Ни домов, ни деревьев.
Чтобы по-настоящему воспринять Тору, человек должен стать в каком-то смысле внутренне «опустошиться» – освободиться от привычных схем мышления, от готовых ответов, от ощущения, что «я и так все знаю». Только так можно услышать, что говорит Тора, осознать, что это не просто знание – это Б-жественное слово, руководство, как правильно жить.
Можно привести простую аналогию. Бывает, компьютер работает с ошибками. Вы зовете специалиста, а он говорит: «Надо все снести и установить заново». Вы спрашиваете: «Может, просто добавим нужную программу?» Мастер отвечает: «Нет, так не работает. Чтобы система приняла новое, нужно сначала очистить старое». Так же и мы: чтобы принять Тору, иногда нужно «обнулить» свои старые матрицы восприятия – и начать с чистого листа.
С этим связана и еще одна важная идея Шавуота. Во многих общинах в этот праздник принято читать книгу Рут.
Рут была внучкой Балака, одного из злейших врагов еврейского народа. Балак ненавидел евреев, видел в них угрозу, хотя они, проходя, даже не тронули его земли. И все же именно Рут, его внучка, становится прабабушкой царя Давида – величайшего из царей Израиля. Важно отметить, что даже после того, как Рут присоединилась к еврейскому народу, Писание по-прежнему называет ее «Рут Моавитянка», как будто подчеркивает: «Смотри, откуда она пришла». Странно, не правда ли? Каждому приятно похвастаться великим предком, но зачем упоминать столь незавидное родство?
Рут приложила огромные усилия, чтобы стать частью еврейского народа. И в этом содержится глубокая мысль: Тора дана не только «удачно родившимся». Она принадлежит тем, кто готов трудиться и брать на себя ответственность.
Поэтому мы и подчеркиваем: внучка негодяя стала прабабушкой царя Давида.
Первым царем Израиля был Шауль. Сказано в книге Шмуэля, что он «его плечо было выше головы обычного человека». Комментаторы поясняют: «в духовном смысле он был на порядок выше остальных». Его происхождение было безупречным. А вот о царе Давиде этого сказать нельзя, о его рождении (как сказано в Талмуде) ходили разные слухи.
Но именно Давид, а не Шауль, стал великим царем и родоначальником династии царей. Тем, от кого произойдет праведный Машиах. Почему? Потому, что Тора не для тех, кто изначально велик, а для тех, кто готов стараться. Она не принадлежит кому-то больше, а кому-то меньше по праву рождения. Тору обретает тот, кто готов создать в себе «пустоту» и принять слово Творца с нуля, с чистого листа.
Как сказано в Талмуде, трактат «Мегила»: «Не старался и нашел – не верь. Старался и не нашел – не верь. Старался и нашел – верь».
В этом – идея праздника Шавуот. И, как любил повторять в этот день Шестой Любавический Ребе: «Да удостоимся мы принять Тору в радости – и изнутри». Пусть Тора станет нашей – по-настоящему!
Хаг самеах! С праздником!
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2