28.06.2021
Светопись и память
Богатая коллекция — 300 «еврейских» фотографий из фондов Российского этнографического музея теперь доступна самой широкой публике. Группа специалистов во главе с К. Ю. Соловьевой при поддержке Российского еврейского конгресса создала онлайн-каталог «Возвращенные мгновения. Образы еврейского народа в светописи Российской империи».
Красивое русское слово «светопись» — на самом деле просто калька общепринятого термина «фотография». А фотография — в том числе одно из главных средств сохранения этнографического материала. Наличие больших и цельных фотоархивов — особенность Российского этнографического музея, отличающая его даже от Кунсткамеры, в которой фотоматериалы играют более маргинальную роль.
Как складывалась «еврейская» фотоколлекция музея и что вошло в онлайн-каталог?
Начало. Выставка 1867 года
Фотоархив, посвященный еврейской истории, начал складываться еще в середине XIX века, на заре фотографии. Фотографии евреев (в числе других народов империи) были представлены для Всероссийской этнографической выставки в 1867 году. Некоторые из таких фоторабот носили прикладной характер, использовались для подготовки манекенов (на которых демонстрировались национальные костюмы). Но выставка включала и около 40 фотографий, выполненных известными тогдашними мастерами и знакомящих зрителей с типами и повседневной жизнью евреев Могилевской, Витебской, Виленской, Каменец-Подольской, Эриванской губерний, Крыма, Вильно, Бердичева.
Водовоз Дубников, 1866 г. Из фотоколлекции РЭМ
Фотоальбомы по регионам. От бухарских старцев до брутальных горцев
Следующий этап приходится на 1870-90-е годы, когда составляются тематические художественные фотоальбомы, посвященные определенным регионам. Таков «Туркестанский альбом», подготовленный по приказу губернатора К. П. фон Кауфмана, альбом «Типы Подолии и Бесарабии» с мастерскими работами М.И.Грейма, закавказские коллекции Д.И.Ермакова. Эти собрания освещали жизнь всех народов данного края. Но, естественно, здесь находилось место и для евреев: от бухарских старцев и брутальных горцев-иудеев в папахах до подольского меламеда и бессарабского коробейника.
Фотоотпечаток: Молящиеся около стены. Иерусалим, 1870. Из фотоколлекции РЭМ
Неповторимые образы из ателье
В конце века студийная фотография, сделанная в ателье, становится частью городского быта. Это относится как к малоформатной карточке, так и к более солидному кабинетному портрету. Фотографии дарили на память знакомым, они могли служить удостоверением личности. И поскольку образованные (более или менее) евреи (а также караимы) были интегральной частью городских сословий (мещанства, купечества, интеллигенции) — именно они запечатлены на многих фотографиях из Витебска и Смоленска, из Евпатории и Феодосии. Какой-то особой бытовой экзотики в этих фотографиях нет. Главное здесь — лица, неповторимые человеческие образы.
Семейный портрет, Казань, 1910-е гг. Из фотоколлекции РЭМ
Коллекции Элькинда, Тираспольского, Дудина
Правда, и на лица можно смотреть по-разному. Коллекция А. Д. Элькинда, снятая в 1897 в Привислинском крае, то есть в Польше, обязана своим появлением свойственному той эпохе интересу к физической антропологии. Но даже если фотографа интересовала ширина черепа и форма губ — мы, глядя на эти фотографии, опять-таки видим живых людей с их личными чувствами и не поддающимся примитивной классификации опытом.
Фотоотпечаток: Р. Баум, 24 года, 1897 г. Работа А. Д. Элькинда. Из фотоколлекции РЭМ
Непосредственные мотивы фотографа и результат часто расходятся. «Альбом Воспоминаний о Карасубазарском Хахаме. Сцены и виды перед отъездом его в Иерусалим в 1899 г.» Я.Л.Тираспольского посвящен одному из духовных лидеров крымчаков. На практике же перед нами не только персональные фотодокументы, но и яркие сцены жизни и быта небольшой, но важной еврейской этнической группы. Не меньший интерес представляют и запечатленные С.М.Дудиным в 1902 году образы бухарских евреев. И это далеко не все, что есть на сайте...
Ан-ский и Юдовин
В начале XX века исследования народов России интенсифицируются. В коллекциях музея есть экспедиционные фотографии той поры, посвященные ашкеназам, кавказским, бухарским евреям, караимам. В их числе — материалы знаменитой экспедиции С. Ан-ского 1912-1914 годов. Завершают основной проект музея фоторепродукции знаменитых графических листов С.Юдовина, относящиеся к 1920-м годам. Их мощная экспрессия, основанная на художественной условности, вступает в спор с достоверностью и приземленностью фотографии. Но мир, отразившийся в графике и «светописи» — один.
Портрет пожилого мужчины, 1912 г. Фотограф С. Б. Юдовин. Из фотоколлекции РЭМ
«Еврейская жена и ее роль в семье»
С основным проектом связана и онлайн-выставка «Еврейская жена и ее роль в семье». Здесь уже мы видим не только фотоматериал как таковой. Это — фотографии материальных экспонатов, иллюстрирующих жизнь женщины в традиционном обществе. Брачное письмо (ктуба), костюмы жениха и невесты, разводное письмо, амулет от тяжелых родов, кухонная утварь... Обращает на себя внимание истовость кураторов, их стремление не просто формально изучить предназначение и житейскую роль экспоната, но и осознать его место в еврейском «космосе». Для этого они стремятся погрузиться в еврейскую книжность, религиозную и светскую. И есть порой (например, при описании семейной роли еврейской женщины) они испытывают небольшое влияние стереотипов — и к этому можно отнестись с пониманием. Главное — знание, любовь и серьезное отношение к предмету.
Портрет замужней женщины 45-ти лет. 1870-е гг. Из фотоколлекции РЭМ
Амулет для защиты роженицы. Витебская губ., м. Бешенковичи. Конец XIX — начало XX века. Бумага, акварель. Из фотоколлекции РЭМ.
Валерий Шубинский
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2