Все проекты
Общину поддержали 30939 раз

Светопись и память

Богатая коллекция — 300 «еврейских» фотографий из фондов Российского этнографического музея теперь доступна самой широкой публике. Группа специалистов во главе с К. Ю. Соловьевой при поддержке Российского еврейского конгресса создала онлайн-каталог «Возвращенные мгновения. Образы еврейского народа в светописи Российской империи».

Красивое русское слово «светопись» — на самом деле просто калька общепринятого термина «фотография». А фотография — в том числе одно из главных средств сохранения этнографического материала. Наличие больших и цельных фотоархивов — особенность Российского этнографического музея, отличающая его даже от Кунсткамеры, в которой фотоматериалы играют более маргинальную роль.
Как складывалась «еврейская» фотоколлекция музея и что вошло в онлайн-каталог?

Начало. Выставка 1867 года

Фотоархив, посвященный еврейской истории, начал складываться еще в середине XIX века, на заре фотографии. Фотографии евреев (в числе других народов империи) были представлены для Всероссийской этнографической выставки в 1867 году. Некоторые из таких фоторабот носили прикладной характер, использовались для подготовки манекенов (на которых демонстрировались национальные костюмы). Но выставка включала и около 40 фотографий, выполненных известными тогдашними мастерами и знакомящих зрителей с типами и повседневной жизнью евреев Могилевской, Витебской, Виленской, Каменец-Подольской, Эриванской губерний, Крыма, Вильно, Бердичева.

Водовоз Дубников, 1866 г. Из фотоколлекции РЭМВодовоз Дубников, 1866 г. Из фотоколлекции РЭМ

Фотоальбомы по регионам. От бухарских старцев до брутальных горцев

Следующий этап приходится на 1870-90-е годы, когда составляются тематические художественные фотоальбомы, посвященные определенным регионам. Таков «Туркестанский альбом», подготовленный по приказу губернатора К. П. фон Кауфмана, альбом «Типы Подолии и Бесарабии» с мастерскими работами М.И.Грейма, закавказские коллекции Д.И.Ермакова. Эти собрания освещали жизнь всех народов данного края. Но, естественно, здесь находилось место и для евреев: от бухарских старцев и брутальных горцев-иудеев в папахах до подольского меламеда и бессарабского коробейника.

Фотоотпечаток: Молящиеся около стены. Иерусалим, 1870. Из фотоколлекции РЭМФотоотпечаток: Молящиеся около стены. Иерусалим, 1870. Из фотоколлекции РЭМ

Неповторимые образы из ателье 

В конце века студийная фотография, сделанная в ателье, становится частью городского быта. Это относится как к малоформатной карточке, так и к более солидному кабинетному портрету. Фотографии дарили на память знакомым, они могли служить удостоверением личности. И поскольку образованные (более или менее) евреи (а также караимы) были интегральной частью городских сословий (мещанства, купечества, интеллигенции) — именно они запечатлены на многих фотографиях из Витебска и Смоленска, из Евпатории и Феодосии. Какой-то особой бытовой экзотики в этих фотографиях нет. Главное здесь — лица, неповторимые человеческие образы.

Семейный портрет, Казань, 1910-е гг. Из фотоколлекции РЭМСемейный портрет, Казань, 1910-е гг. Из фотоколлекции РЭМ

Коллекции Элькинда, Тираспольского, Дудина

Правда, и на лица можно смотреть по-разному. Коллекция А. Д. Элькинда, снятая в 1897 в Привислинском крае, то есть в Польше, обязана своим появлением свойственному той эпохе интересу к физической антропологии. Но даже если фотографа интересовала ширина черепа и форма губ — мы, глядя на эти фотографии, опять-таки видим живых людей с их личными чувствами и не поддающимся примитивной классификации опытом.

Фотоотпечаток: Р. Баум, 24 года, 1897 г. Работа А. Д. Элькинда. Из фотоколлекции РЭМФотоотпечаток: Р. Баум, 24 года, 1897 г. Работа А. Д. Элькинда. Из фотоколлекции РЭМ

Непосредственные мотивы фотографа и результат часто расходятся. «Альбом Воспоминаний о Карасубазарском Хахаме. Сцены и виды перед отъездом его в Иерусалим в 1899 г.» Я.Л.Тираспольского посвящен одному из духовных лидеров крымчаков. На практике же перед нами не только персональные фотодокументы, но и яркие сцены жизни и быта небольшой, но важной еврейской этнической группы. Не меньший интерес представляют и запечатленные С.М.Дудиным в 1902 году образы бухарских евреев. И это далеко не все, что есть на сайте...

Ан-ский и Юдовин

В начале XX века исследования народов России интенсифицируются. В коллекциях музея есть экспедиционные фотографии той поры, посвященные ашкеназам, кавказским, бухарским евреям, караимам. В их числе — материалы знаменитой экспедиции С. Ан-ского 1912-1914 годов. Завершают основной проект музея фоторепродукции знаменитых графических листов С.Юдовина, относящиеся к 1920-м годам. Их мощная экспрессия, основанная на художественной условности, вступает в спор с достоверностью и приземленностью фотографии. Но мир, отразившийся в графике и «светописи» — один.

Портрет пожилого мужчины, 1912 г. Фотограф С. Б. Юдовин. Из фотоколлекции РЭМПортрет пожилого мужчины, 1912 г. Фотограф С. Б. Юдовин. Из фотоколлекции РЭМ

«Еврейская жена и ее роль в семье»

С основным проектом связана и онлайн-выставка «Еврейская жена и ее роль в семье». Здесь уже мы видим не только фотоматериал как таковой. Это — фотографии материальных экспонатов, иллюстрирующих жизнь женщины в традиционном обществе. Брачное письмо (ктуба), костюмы жениха и невесты, разводное письмо, амулет от тяжелых родов, кухонная утварь... Обращает на себя внимание истовость кураторов, их стремление не просто формально изучить предназначение и житейскую роль экспоната, но и осознать его место в еврейском «космосе». Для этого они стремятся погрузиться в еврейскую книжность, религиозную и светскую. И есть порой (например, при описании семейной роли еврейской женщины) они испытывают небольшое влияние стереотипов — и к этому можно отнестись с пониманием. Главное — знание, любовь и серьезное отношение к предмету.

Портрет замужней женщины 45-ти лет. 1870-е гг. Из фотоколлекции РЭМПортрет замужней женщины 45-ти лет. 1870-е гг. Из фотоколлекции РЭМ

Амулет для защиты роженицы. Витебская губ., м. Бешенковичи. Конец XIX — начало XX века. Бумага, акварель. Из фотоколлекции РЭМ.Амулет для защиты роженицы. Витебская губ., м. Бешенковичи. Конец XIX — начало XX века. Бумага, акварель. Из фотоколлекции РЭМ.

Валерий Шубинский


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину