22 ноября 2017 / 4 кислева 5778

23.09.2014

Песах и Рош Ашана в одном зале

23 сентября в Государственном музее истории религии открываются сразу две экспозиции на еврейскую тему. О выставке еврейских открыток, посвященных Рош Ашана и еврейским праздникам, мы уже писали

Название второй выставки, скорее, отсылает к празднику Песах: «Время нашей свободы. Трагедия испанского еврейства в творчестве российских художников-евреев». На выставке будут представлены два знаменитых экспоната из собрания музея, изображающие пасхальный седер: горельеф Марка Антокольского «Нападение инквизиции на евреев в Испании во время тайного празднования ими Пасхи» и картина «Марраны» Моисея Маймона.

горельефНа фото: Горельеф М. Антокольского

И Антокольский, и Маймон – эмансипированные евреи, не изменившие вере отцов. Обоих всю жизнь волновала трагедия испанских евреев, тайно сохранивших свои традиции и страдавших от преследований инквизиции.

Марк Антокольский стал первым евреем, получившим звание академика и завоевавшим мировую славу.

Под впечатлением от его горельефа юный Маршак, познакомившийся с творчеством Антокольского благодаря В. В. Стасову, написал одно из своих ранних стихотворений: «На Пасху, встречая свой праздник свободы, Под низкие своды спустились они…».

В мемуарах И. Репина есть строки, посвященные первому эскизу «Инквизиции» – из глины и почти во всю комнату Антокольского: «Это была совсем невиданная вещь, и мы все недоумевали, как назвать такое произведение. <...> И тогда в полумраке я начал различать фигуры, полные драматизма и таинственности, мне становилось жутко… <...> Фигуры казались почти в натуральную величину, хотя они были несколько меньше».

К теме пасхального седера обратился и младший современник Антокольского – Моисей Маймон. Его «Марраны», впоследствии получившие широкую известность, в 1893 году были представлены на соискание звания академика. Один из критиков обвинил художника в прямом заимствовании у Антокольского. Однако Маймон на момент создания своей картины не видел «Инквизиции»; сам же Антокольский также не нашел ничего общего между «Марранами» Маймона и своим произведением.

Историю создания картины «Марраны» рассказал сам автор в журнале «Еврейская летопись». В студенческие времена Маймон иногда проводил вечера в одной еврейской семье и однажды стал свидетелем полицейской проверки, прервавшей пасхальную трапезу. Придравшись к какой-то бумаге на право жительства в столице, полицейские увели хозяина, а остальных оставили под домашним арестом. Так и родился замысел картины.

Оба произведения, связанные между собой множеством исторических и тематических нитей, впервые после долгого перерыва экспонируются в одном зале. Установить своеобразный диалог между произведениями помогает мультимедийный фильм, который будет демонстрироваться на выставке.

Благодарим Государственный музей истории религии и лично Аллу Соколову за предоставленные материалы



Вконтакте
Facebook

Синагога
Весь Петербург
Все
В Петербурге
В мире
21 ноября 2017
20 ноября 2017
20 ноября 2017
20 сентября 2017
19 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011